Готов ли ребенок к школе?
«Школа» - это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает при мысли, что все это позади и никогда уже не повториться. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминания о школе не вызывало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов лм он? Как ему там понравится?» - тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает:
- общий уровень психического развития ребенка
- уровень развития учебно-важных качеств.
К учебно-важным качествам относятся:
- личностно-мотивационный блок готовности
- принятие учебной задачи
- развитие познавательных процессов
- уровень развития речи
- управление деятельностью
Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения. Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога.
Социальная готовность к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6 -7 лет. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Что же посоветовать родителям?
• Избегайте ненужной спешки.
• Почти за год до поступления выберете школу с учетом специализации, платы за обучение, место расположения, удаленность от дома, особенностей пути до школы.
• Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями.
Рекомендуемая литература, в которой вы, родители, сможете более подробно узнать о готовности ребенка к школе:
- Т.В. Белова, В.А. Солнцева «Готов ли ребенок к обучению в первом классе?»
- Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»
- Ю. Соколова «Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет»
Автор: Спиридонова Ирина Александровна
педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1387 д/о «Теремок»
г. Москва
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)