Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Готов ли ребенок к школе?

 

«Школа» - это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает при мысли, что все это позади и никогда уже не повториться. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминания о школе не вызывало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.

 

«В какую школу? Готов лм он? Как ему там понравится?» - тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму.

Очень важно психологически подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает:

- общий уровень психического развития ребенка

- уровень развития учебно-важных качеств.

К учебно-важным качествам относятся:

- личностно-мотивационный блок готовности

- принятие учебной задачи

- развитие познавательных процессов

- уровень развития речи

- управление деятельностью

 

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения. Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога.

Социальная готовность к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6 -7 лет. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Что же посоветовать родителям?

•  Избегайте ненужной спешки.

•  Почти за год до поступления выберете школу с учетом специализации, платы за обучение, место расположения, удаленность от дома, особенностей пути до школы.

•  Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями.

 

Рекомендуемая литература, в которой вы, родители, сможете более подробно узнать о готовности ребенка к школе:

    -  Т.В. Белова, В.А. Солнцева «Готов ли ребенок к обучению в первом классе?»

    -  Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»

    - Ю. Соколова «Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет»

   

Автор: Спиридонова Ирина Александровна

педагог-психолог

ГБОУ Школа № 1387 д/о «Теремок»

г. Москва