Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

 Игра – дело серьезное

 

      Это заглавие – не стилистический прием: игра – действительно дело, и дело серьезное. Если игры используются только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза в них минимальна – такие функции у игры есть, но они не ведущие, не главные. К сожалению, об этом иногда забывают, и тогда на уроке мы вдруг слышим: «А теперь, дети, мы с вами поиграем». Появляется мяч, который начинает летать от одного ученика к другому, а они по очереди должны успеть произнести слова. Какое отношение к делу имеет мяч? Как он связан с задачей – усвоить слова? А никак. Думается, что подобным физкультурно-языковым играм на уроке не место. Важно осознать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана.

      То, что игра – это серьезно, утверждают ее теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно–потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения. А.С. Спиваковская пишет, что игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности, что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра умеет, изменяет, воспитывает», или, как говорил Л.С. Выготский: «ведет за собой развитие». Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание, воображение, там работает мышление.

       Таким образом, игра это:

1) деятельность (в нашем случае – речевая)

2) мотивированность, отсутствие принуждения

3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная

4) обучение и воспитание в коллективе

5) развитие психических функций способностей

6) учение с увлечением

     Не следует думать, что сказанное относится лишь к детям. Опыт работы Г.А. Китайгородской доказал, что и во взрослой аудитории игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группы объединяются единой деятельностью, создается благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочередно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. Можно сделать вывод, что при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными и в старших классах. В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка?

       Основных целей шесть:

1) формирование определенных навыков

2) развитие определенных речевых умений

3) обучение умению общаться

4) развитие необходимых способностей и психических функций

5) познание (в сфере становления собственного языка)

6) запоминание речевого материала

       Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры, и лингвистические игры, и всевозможные жизненные события и т.п.

     Игра может быть, так сказать, одноразовая и многоразовая, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для тонкой игры каждый получает постоянную роль. Перед учащимся должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры. Возможно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. А теперь покажем пример некоторых игр на тренировку правильных, неправильных английских глаголов.

 

Игра в мяч

Учитель бросает учащимся по очереди мяч, называя неправильный глагол по-русски, учащиеся возвращают мяч, называя три формы этого глагола.

 

Аукцион глаголов

Учитель показывает карточки, на которых написана вторая форма правильных глаголов. Игроки трех разных команд «покупают» только те глаголы. Где окончание – ed читается как [d], [t], [id].

 

Подбери рифму

Учитель предлагает учащимся 6 - 7 глаголов в прошедшем времени. Они должны назвать глагол рифмующийся с данным глаголом и составить с ним предложение.

Walked – talked. They talked and talked and never stopped.

 

Найдите родственников

Учащиеся должны вписать недостающие формы глагола (при этом учитываются орфографические ошибки).

 

Эстафета

Класс делится на две команды. Игроки каждой команды выстраиваются в шеренгу с двух сторон от классной доски. На каждой половине доски учитель пишет в столбик первую форму изученных неправильных глаголов. По команде учителя игроки по очереди подбегают к доске и пишут вторую форму одного из глаголов.

 

Казино

Учащиеся читают предложения в Past Simple и отмечают галочкой в соответствующем квадратике верное оно или нет. При этом каждый из игроков  самостоятельно делает ставки (для начала игры у каждого есть 100 рублей). В ходе проверки выполнения задания учащиеся плюсуют сумму ставки к 100 рублям, если их выбор был правильным, и отнимают эту сумму, соответственно, если допустили ошибку, побеждает игрок, которому удастся выиграть большую сумму денег.

 

Один день моей жизни

Учащиеся делятся на две команды. Каждая группа выбирает игрока, который покидает класс. В его отсутствие группа пытается представить предыдущий день удаленного игрока с 8 часов утра до 8 часов вечера и описывает, где он был, что делал, с кем встречался, о чем разговаривал. В класс входят удаленные игроки и возвращаются к своим командам. Задавая общие и специальные вопросы членам своей группы, покидавший класс ученик старается угадать день, который представили одноклассники. Когда каждый ранее удаленный игрок отгадает свой день, группа задает ему вопросы, выясняя, каков его реальный предыдущий день.

 

Исправление ошибок

В написании каждого глагола (одной или нескольких из его форм) допущена ошибка. Найдите ее, зачеркните и напишите рядом эту форму глагола без ошибок.

 

Пантомима

Многие неправильные глаголы можно изобразить жестами, без слов. Учитель дает нескольким ученикам по 3 - 4 глагола, написанных на карточках, они изображают действия пантомимой, остальные учащиеся отгадывают глаголы и называют три их формы.

 

Список используемых источников

1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языком. – М.,1982. – с. 39-41

2. Соловьев А.В. Освоение неправильных английских глаголов с использованием элементов рифмовок и игр // Иностранные языки в школе, 1998, № 4, с. 45-50.

3. Стайнберг Д. 11оигр на уроках английского языка / ДЖ. Стайнберг, Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ:  ООО «Издательство Астрель», 2004

4. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 1978

 

Автор: Торина Людмила Васильевна

МБОУ «СОШ № 18»

г. Абакан Республики Хакасия