Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Развитие познавательного воображения ребенка

средствами детской театрализованной игры

 

По мнению Л.С. Выготского,  воображение являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения ребенка тесно связан с речью, основной психологической формой его общения с окружающими. Воображения, которые связаны с творчеством, направленным на действительность, грань между реалистическим мышлением и воображением стирается. Для воображения характерна небольшая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности. Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта.

«Не воображение у детей сильно, но душа слаба и власть ее над воображением ничтожна» - писал К.Д. Ушинский.

Воображение, как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память и мышление. Продукты воображения мы находим в детской игре, когда ребенок замещает реальные предметы воображаемыми. Л.С. Выготский указывал, что воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и мышления. Воображение непосредственно связано с творческим мышлением и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение.

Воображение ребенка порождает особый мир фантазии, от которого ребенок не может отстраниться.

Воображение активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка – появление способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, когда ребенок усваивает не только различные способы действия и нормы поведения, но и прежде всего, смысл этих норм и требований.

Следует отметить еще одну универсальную роль творческого воображения детей, которая заключается в создании особой эмоциональной атмосферы, влияющей на эмоциональное состояние, настрой мыслей и чувств ребенка, а тем самым на характер его действий и поступков.

Воображение ребенка своеобразно, и общие закономерности творческой деятельности  взрослого человека не приемлемы к ребенку. Это было отмечено Д.Б. Богоявленской. В постоянном усложнении сюжетов рисунков, игр театрализованных и выделении собственно деятельности воображения, когда ребенок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы  реальности от образов фантазии.

Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, З. Фрейд писали, что ребенок - это не просто маленький взрослый, у которого отсутствуют какие-то качества мышления или черты характера. Он обладает психическими особенностями, свойственными только его возрасту. Этих качеств нет у взрослых.

Среди различных видов детских игр - театрализованная игра занимает особое место. В театрализованной игре каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живет, с кем встречается  и что говорит. Театрально-игровая деятельность  в самой основе своей содержит творческое начало, и  является сама по себе художественной деятельностью (Ветлугина). Театрализованные игры названы так  за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой. Этот вопрос был освещен  в одной из работ А.Н. Леонтьева. Он рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Он писал: «Игра необыкновенно многообразна не столько по своему содержанию, но по своим формам и источникам». В театрализованной игре мы имеем дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка, это и непосредственное имитирование. Учащийся изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Игра является одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

Характерным для игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт показывают, что эти два вида отношений учащегося не тождественны.

При вполне благополучном, положительном сюжете могут проявляться весьма неблагополучные реальные взаимоотношения.

Уже в раннем возрасте ребенок  имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры ее правилами.

Чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Как писал Л.С. Выготский, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка, т.е. рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения. Учащийся в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Ребенок в театрализованной игре передает свое отношение  к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать все это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере игры говорят многие деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, как надо перевоплощаться, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называется  игрой). Итак,  детская игра  может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией».

Театральная деятельность, деятельность школьника имеет особый отпечаток – свободный игровой характер, сохраняющийся даже тогда,  когда детьми разыгрывается определенный сюжет. Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, который они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.

Школьников привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребенок в театрализованной игре и артист, и зритель, воспринимающий роли, он же и декоратор – рисует картины, подбирает и творчески использует игрушки. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой  затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и  волшебством.

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ему задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества  является то, что школьник активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе (Ветлугина).

Безусловно, значимым является овладение социальными средствами воплощение образа и варьирование их использования в собственном творчестве ребенка. В процессе такой театральной деятельности на всех этапах овладения художественным образом стимулирует воображение школьника.  Она позволяет ребенку понять и прочувствовать  смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий.

Театрализованная детская игра является одним из эффективных средств, активно будящих деятельность эмоционального воображения. В театрализованной игре особенности представлений выразительных движений  персонажей говорят не только о значительных индивидуальных различиях детей, но и о богатстве их выдумки, разнообразии творческих элементов, вносимых детьми в представляемые образы.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию школьника, формированию познавательного воображения. В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм.

Автор: Киселева Светлана Владимировна

учитель по предмету искусство (музыка)

                                                             МБОУ «СОШ № 1» г. Бугульма Республики Татарстан