Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Классный час по теме:

«Люблю  берёзку русскую» 

Участники: учащиеся 3 класса, учащиеся 5 класса

Оборудование: ноутбук, фонограммы песен, фотоаппарат, изделия из бересты, чага, берёзовый веник, таблички с текстом: «Остановись!  Не сори! Сохрани каждое деревце!»

Цель: подготовка к созданию проектов о берёзе.

Задачи:

  •  Воспитывать любовь к родному краю;
  •  Расширять знания о берёзе;
  •  Развивать эстетическое восприятие;
  •  Вырабатывать потребность заботиться о своём здоровье;
  •  Формировать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Учитель: Дорогие ребята! Мы должны заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми. И один из главных докторов - Свежий Воздух. Поэтому сегодня наш классный час мы проведём на свежем воздухе. Мы продолжаем работу над созданием проектов о берёзе.

Звучит фонограмма песни «Берёзовый сок»

Учитель: Думаю вы согласитесь, что берёзка по праву считают символом России. Послушайте  замечательный рассказ  Д. Кайгородова  «Нет дерева прекраснее берёзы!». Он очень короткий, но ёмкий. В нём столько любви и нежности к этому дереву. 

Мясникова Ирина (рассазывает):

«Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!

А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то  торжественно-печальный вид.

Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза «жёлтою резьбой блестит в лазури голубой».

И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе».

Учитель: Мыс вами находимся в нашей берёзовой роще. Этот рассказ позволил нам побывать в роще в разные времена года.  Нашу берёзовую рощу можно назвать живым памятником нашего села. Очень часто в роще бывает много людей.

  •  Собирать берёзовые почки – в рощу;
  •  Захотелось попить берёзовый сок – в рощу;
  •  За ягодами и грибами – в рощу;
  •  Нужны берёзовые веники – в рощу;
  •  За лекарственными растениями: расторопшей, кровохлёбкой,  лабазником, ягодами боярышника – в рощу.

В 1992 году жителям нашего села сообщили, что совсем скоро у нас

будет газ.  Но газопровод нужно тянуть через рощу и необходимо вырубить часть деревьев. Люди не могли этого позволить. Нашлись инициаторы, которые составили прошение Губернатору Тюменской области – не губить  нашу гордость, нашу радость, нашу красоту - берёзовую рощу. Все жители от мала до велика  встали на защиту и поставили свои подписи под этим письмом.  И мы сумели сохранить наш живой  памятник природы.

         Выберите для себя самую красивую берёзку и сделайте фото для вашего проекта.

Дети фотографируют.

Решетников Захар:

Ты до того березонька красива

И в полдень, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Учитель: Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о берёзках! Люди православной веры отмечают праздник Троицы, когда храмы украшают берёзками, освещают берёзовые веточки. Есть у березы и свой праздник. Он так и называется - Праздник русской березы. Отмечается он в дни летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Девушки водят вокруг берёзки хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и исполним русскую народную песню «Во поле берёза стояла…»

Дети встают  в хоровод и исполняют  русскую народную песню «Во поле берёза стояла…».

Учитель: Ребята, учащиеся 5 класса сегодня с нами не случайно. Они являются  друзьями природы и хотят поделиться знаниями о берёзах.

1 ученик: Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!

2 ученик: В глубокой древности она пришла в жилища, в далекие времена была источником света и тепла  - самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси для написания письма, летописи служили берестяные грамоты. И ныне береза - постоянный спутник человека. Береза - самое распространенное дерево Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березу русским деревом.

3 ученик: Милая березка не только духовно обогащает нас, она еще и универсальный врачеватель, исцелитель, предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если случиться заблудиться в лесу: с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов.  Почки, листья и кора березы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. Все это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности.

4 ученик: Как ароматен и полезен настой березового гриба - чаги! (показывает). Не зря его называют березовым бальзамом. Приятен и полезен  освежающий древесный эликсир - березовый сок. Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево успешно используется как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки  (показывает).

5 ученик: А как хороша русская баня с ее щедрым жаром! Березовый веник-символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство (показывает). Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.

5 ученик: Красивая белокорая береза - единственное дерево в мире с корой – берестой белоснежного цвета. Этим цветом коры береза обязана смолоподобному веществу - бетулину, придающему нарядный облик деревьям. Но кора березы бывает не только белой. Березы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Насчитывается более 100 видов берез.

6 ученик: Береза - предсказатель погоды. Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока. То лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал -снег ляжет поздно.

Учитель: Береза - сама Россия - ее верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его. Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза - символ России, символ нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

1 ученик: Ребята, вы сегодня услышали много интересного о берёзах.  Вы узнали, как нашим односельчанам удалось сберечь рощу от топора. Но что-то произошло с людьми. Посмотрите,  на траве мусор, сломаны молодые берёзки, перерыта земля.  Я предлагаю установить вот эти таблички с текстом: «Остановись!  Не сори! Сохрани каждое деревце!»

Каждый ребёнок устанавливает табличку.

Учитель:  Ребята, я думаю мы сегодня узнали много нового и полезного. Дома, пожалуйста, нарисуйте берёзки, запишите свои впечатления. Спасибо. Сейчас мы возвращаемся  в школу.

Звучит песня «Русские берёзы»

Автор: Мясоедова Нина Павловна

учитель начальных классов

МАОУ «Хохловской СОШ»

Ялуторовского района Тюменской области