Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

 Воспитание у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе родного края.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экологическое воспитание в детском саду я осуществляю через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В задачах экологического воспитания большое значение отводится и природному окружению родного края. Все это совместно с детьми реализуется в уголке природы  группы, на участке возле детского сада и дает возможность постоянного непосредственного общения с природой; организации систематических наблюдений за природными явлениями и объектами близ лежащие к детскому саду, приобщение детей к регулярному труду. На участке мною была создана специальная площадка природы, естественный уголок с растениями, заложен питомник с кустарниками, намечена экологическая тропа. Мною разработан план работы по экологии, согласно которому экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанный план направлен, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности.

Задачи моей работы сводятся к следующему:

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы родного края.

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. 

Приобщая ребенка к миру родной природы, я сознательно развиваю различные стороны его личности, пробуждаю интерес и желание познавать природное окружение, вызываю у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывая уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое другое.                       

Я считаю, что цель моей работы помочь детям научиться дружить с природой, дать ребенку понять, что природа – это наше здоровье, наша жизнь, без которой все остальное ничего не значит.

Перспективный план экологической работы  былсоставлен с учетом возрастных особенностей детей, по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана я опиралась на разработки С. Н. Николаевой. План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы:

- Животные, птицы и насекомые.

- Растительный мир.

- Неживая природа.

- Времена года.

- Отношение к миру природы.

- Труд в природе.

Я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми. Это экскурсии близлежащий сквер, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, и аудиозаписи.  Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Мною создана мини-лаборатория, картотека опытов, создан календарь времени года (с описанием каждого месяца в иллюстрациях), созданы наглядные пособия, подбор экологических игр. Детям задаю вопросы: «Какой песок легче – сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?» и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты.

Умелая организация работы с детьми в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей я использую разные формы и методы в комплексе, правильно сочетаю их между собой. Выбор методов и необходимость их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые я решаю.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

На прогулках внимание детей я обращаю на красоту и особенность сезона родного края, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года).

Одновременно внимание детей направляю на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, дети распознают наиболее распространённые деревья и кустарники, имеющиеся на территории детского сада (липу, рябину, клён, дуб). Мы рассматриваем строение листьев в сквере во время листопада. Прошу найти листья липы, берёзы, дуба и сравнить их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные.

На прогулках знакомлю детей с различными декоративными растениями (цветами), обращаю внимание на их цветение, окраску, запах.

Детям интересно наблюдать, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Эти ветки иногда дают корни и их ранней весной высаживаем в открытый грунт. Я считаю, если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, которую провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции);

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего);

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

На родительских собраниях я знакомлю родителей с предметом экологии, компонентами экологической культуры родного края, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе. Родители узнали о том, как много дает ознакомление с природой развитию и сердцу малыша, увидели групповой уголок природы. Я рассказываю родителям, какие несложные поручения по уходу за растениями выполняют дети в детском саду.          

Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители откликаются на все мои просьбы. Они изготовили оборудование для работы с детьми в уголке природы, на участке детского сада. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы.

Таким образом, я считаю, самое главное в экологическом воспитании дошкольников – личная убежденность воспитателя, умение пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.  Хочется верить, что мои воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. И пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким, праздничным, каким мы его получили в наследство.

Автор: Юськаева Элеонора Васильевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ "Детский сад № 21"

г. Саранск, Республика Мордовия