Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Методическая разработка внеклассного занятия
в школьном музее

 

Введение

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной истории и культуры. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к ее истории, родному языку, народным традициям, культуре,  не менее важно формировать активную гражданскую позицию и самосознание патриота своей Родины.

Некоторые из форм патриотического воспитания, активно используемые в гимназии 1636 «НИКА» - развитие музея русского слова, работающего в гимназии, функционирование клуба ценителей русского слова – актива музея, и проведение в музее урочных и внеклассных мероприятий, призванных возродить в детях и взрослых  интерес к родному языку, способствовать сохранению языка и его развитию, через призму родной речи продемонстрировать исторические и культурные факторы общественной жизни страны прошлого и настоящего.

Цель внеклассного занятия в школьном музее русского слова

Содействовать формированию у участников заседания духовно-нравственных ценностей, патриотизма, интереса к родному языку, гражданственности, вызвать в детях уважение к родной стране, гордость за свой народ, отстоявший ценой миллионов жизней свободу своей страны.

Задачи занятия

  1. Познакомить учащихся со «словом горя и радости», показать значение русского слова в годы войны.
  2. Через призму русского слова дать почувствовать эмоциональную окраску военных лет.
  3. Познакомить с образцами творчества военных поэтов, писателей, дикторов.
  4. Дать возможность каждому участнику выразить собственные эмоции, возникшие во время заседания, через выполнение творческого задания.

Аудитория

Ученики гимназии и других ОУ (5-ые, 6-ые, 7-ые классы).

Используемые средства достижения цели

  1. Занятие проводится в музее русского слова.
  2. В работе активно используются экспонаты раздела музея «Слово горя и радости» (русское слово эпохи войны).
  3. В ходе занятия прослушиваются аудиозаписи легендарного диктора Ю.Левитана.
  4. Декламация стихотворных произведений поэтов времен войны: К.Симонова, Ю.Друниной, Д,Самойлова.
  5. Общение ведущего и учащихся с приглашенным ветераном Великой Отечественной войны.
  6. Творческое задание для учащихся.
  7. Показ видеоролика «Тридцать слов войны».

Ожидаемые результаты

     1.    Формирование гражданско-патриотического сознания у детей и подростков.
     2.    Углубление интереса к русскому языку, культуре и истории своей страны.
     3.    Сформированность морально-нравственного мировоззрения.
     4.    Формирование собственной внутренней позиции по отношению к героическому прошлому своей страны.

Материально-технические средства

  1. Персональный компьютер P4-2400, 1024M RAM с установленной Windows 7
  2. Колонки
  3. Цифровой проектор
  4. Экран

Подготовительный этап

  1. Приглашение дружественных гимназии ветеранов Великой Отечественной войны в качестве почетных гостей.
  2. Подготовка аудио- и видеовоспроизводящей аппаратуры.
  3. Создание  членами клуба ценителей русского слова литературно-музыкальной композиции по стихам поэтов военной поры.
  4. В помещении музея перед занятием столы и стулья расставляются таким образом, чтобы учащиеся сидели группами по 5 человек.
  5. На экране заставка, созданная для занятия.


Занятие ведут Ведущий (руководитель музея русского слова), члены клуба ценителей русского слова - актива музея.

Ход занятия

Ведущий: Сегодня клуб ценителей русского слова пригласил всех вас в наш музей для интересного и непростого разговора. Мы предлагаем вам поговорить о том, какое место в жизни русских людей занимало слово, родная речь в годы войны.

(Учащимся раздаются экспонаты музея русского слова - газеты, листовки, письма, открытки времен войны (Приложение 1), на экране демонстрируется кинохроника тех лет.)

Член клуба 1: Сообщение о нападении фашистской Германии, первые сводки Информбюро, тексты похоронок, письма с передовой приносили боль и горе, вызывали бессильную ярость и ненависть к врагу. Сообщения о победах наших войск, письма из дома, приказы о награждениях отличившихся бойцов, весть о Великой Победе - делали людей счастливыми, придавали силы, возвращали улыбки на лица. С каким нетерпением в тылу ждали каждого слова с фронта: написанного на бумаге или произнесенного по радио! С каким трепетом в сердце закаленные в боях бойцы читали присланные им письма из дома или передовицы газет! На 1418 дней и ночей русское слово стало словом горя и радости, боли и счастья, стало словом страшной войны и великой Победы.

Член клуба 2 (зачитывает, письмо демонстрируется на экране (Приложение 2)): Здравствуйте, дорогие мои мама, папа, Муся, Геня, Яша! Шлю привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Вчера исполнилось ровно 2 года, как я призван в Красную Армию. Да, время большое, которое, можно сказать, прошло быстро. Много я объездил за это время, многое повидал. Не раз подвергался большим опасностям. Мой боевой путь начался с Курской дуги, около г. Севска. В момент Орловской операции был южнее Орла, потом опять под г. Севском, далее - в северной части Украины, в Западной Украине (г. Ровно), и так добрались до Польши. Как видите, путь немалый и нелегкий. В большинстве случаев находился на передних линиях наступающих частей. Здоровье мое было пошатнулось в процессе болезни сыпным тифом, но сейчас я похож на коня, и многие завидуют мне. Близка победа, но она завоевывается в жарких боях. Писать многое не приходится, а вот вернусь домой, тогда рассказать есть, много о чем, о чем сейчас говорить рано.

На этом до свидания,
с приветом,
А. Долидович.

Ведущий: Это письмо хранится в нашем музее. Написано оно было 23 августа 1944 года. Мы не знаем, попало ли оно к адресату, как не знаем мы, что сталось с бойцом красной армии Долидовичем, но слова, написанные им из окопов войны, живы до сих пор, как живы звучащие в них вера в победу и надежда на скорое окончание войны.

Член клуба 1: У меня и у вас в руках газеты тех времен. На каждой странице этих газет, в каждой строчке – ненависть к врагу, беспримерное мужество бойцов нашей армии, нежность к оставшимся в тылу родным и близким и вера, вера, вера в Победу! (Приложение 3)

Ведущий: Ребята, вы знаете фильмы о военной поре? Какие?

(Учащиеся называют знакомые им фильмы.)

Ведущий: Во многих этих фильмах есть эпизод с объявлением начала войны. Знаете ли вы, чей голос звучит в этих эпизодах фильмов? Это голос легендарного диктора Юрия Борисовича Левитана. Но 22 июня 1941 года совсем другой голос сделал объявил о начале войны, голос В.М. Молотова, наркома иностранных дел СССР. Позже объявление о нападении Германии было перезаписано Левитаном, и именно его голос звучит во всех фильмах. Предлагаю прослушать эту запись.

(Прослушивание аудиозаписи, Интернет-адрес в приложении 4).

Член клуба 2: Голос Левитана за долгие 1418 дней страшной войны стал родным каждому советскому, русскому человеку, где бы и кем бы он не был. Объявлений Левитана ждали, ждали с нетерпением, с надеждой, с верой. Он объявлял всей стране о первых победах нашей армии, он зачитывал приказы главнокомандующего, он перечислял освобожденные города и деревни, его голос поистине стал голосом войны. Позднее, много лет спустя, Юрий Борисович рассказал о том, как работали дикторы радио во время войны. Давайте послушаем.

(Прослушивание аудиозаписи, Интернет-адрес в приложении 4).

Ведущий: Вы сейчас слушаете радио? Смотрите телевизор? Скажите, пожалуйста, находите ли вы отличия в том, как говорит в записях Юрий Левитан, и как говорят сегодняшние дикторы и ведущие? Перечислите эти отличия.

(Учащиеся перечисляют отличия.)

Ведущий: Действительно, помимо поставленного голоса, Юрий Левитан еще обладал и удивительным чувством слова, умением говорить не просто грамотно, но и так, чтобы смысл сказанного дошел и до головы, и до сердца каждого слушателя. Это настоящий дар, он есть в каждом из нас – это чувство родного языка, чувство слова, но не каждый из нас развивает этот дар.  Нет более эмоционального, более глубокого, более живого языка, чем русский язык. Русским словом можно выразить любую мысль, любое чувство. Особенно ярко это проявляется в речи рифмованной, в поэзии. Вот именно о стихотворном русском слове эпохи войны мы и поговорим дальше.

(Члены клуба представляют литературно-музыкальную композицию из стихов поэтов военного времени. (Стихи в приложении 5).)

Ведущий: Среди нас с вами, здесь, в зале музея присутствует особенный гость. Это ветеран Великой Отечественной войны, ………………………….(представление гостя).

Ведущий: Вы прошли всю войну, участвовали в боях, скажите, пожалуйста, хватало ли времени и сил на то, чтобы читать? Не только газеты и письма, но и книги?

(Ответ ветерана)

Член клуба 1: Почему Вы тратили бесценные минуты отдыха на чтение? Что давало вам слово?

(Ответ ветерана)

Член клуба 2: А насколько бы изменилось Ваше настроение и настроение Ваших боевых друзей, если бы не было возможности слушать радио, читать?

(Ответ ветерана)

Ведущий: Спасибо огромное Вам за то, что Вы пришли сегодня к нам, и за то, что отвоевали свободу нашей страны и нашу землю. Низкий Вам поклон от меня и от всех нас!

Член клуба 2: Так что же значило для нашего народа, для каждого человека русское слово в дни, месяцы и годы страшной войны, Великой Отечественной войны?

(Ответы учащихся)

Член клуба 1: 9 мая 1945 года в Москве прозвучал самый ликующий салют! Тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. Люди высыпали на улицы, радость Победы перетекала из сердца в сердце. Люди смотрели в небо, где расцветало тридцать огненных цветов, как тридцать слов, вырвавшихся из сжатого в комок сердца.

Ведущий: 30 слов  - много это или мало?  Смотря для чего, спросите вы. А я отвечу – для того, чтобы описать 4 года войны. Так много это или мало? А давайте попробуем выяснить? Я предлагаю каждой группе обсудить и на этих листах, которые вам сейчас раздают, написать 30 существительных, которые, на ваш взгляд, описывают эпоху войны.

(Звучит тихая музыка, учащиеся выполняют задание.)

Ведущий:  Закончили? Спасибо. А знаете, что мы сейчас сделали? Мы составили словарь войны, авторство которого принадлежит правнукам тех, для кого война была настоящим испытанием. Все слова, написанные вами, мы соберем в единый словарь и опубликуем на сайте нашего музея - http://sch1636.ru/_/mrs/p40aa1.html

Ведущий:  Я тоже выполнила это задание, но чуть раньше. Я сделала видеоролик "30 слов войны", который и хочу сейчас вам показать.

(Показ видеоролика, Интернет-адрес в приложении 4)

Ведущий: Наше занятие заканчивается и в финале мы предлагаем вам в своих группах в течение 3 минут обсудить, было ли вам сегодня интересно, с какими чувствами и мыслями вы покидаете сегодня наш музей.

Обсуждение.

Рефлексия ведущего, членов клуба, представителей групп.

Ведущий:  Спасибо. И в самом конце я хочу процитировать  поэта Вильгельма Карловича Кюхельбекера: «Русский народ - народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку, коему в Европе нет подобного!» Согласны?

 Приложение 1.


 

Приложение 2.

 

Приложение 3.


Приложение 4.

1. Аудиозаписи Ю.Левитана выложены на сайте музея русского слова:

http://sch1636.ru/_/mrs/p24aa1.html

2. Видеоролик «30 слов войны», созданный Лаврентьевой С.В.

http://youtu.be/0OW-lXiRE-c

Приложение 5.

Стихи для литературно-музыкальной композиции.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди;

Жди, когда снега метут;

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди - и с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло. -

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил - будем знать

Только мы с тобой.

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

 

                        К. Симонов.

Был строг безусый батальонный,
Не по-мальчишески суров.
Ах, как тогда горели клёны!
Не в переносном смысле слов.
Измученный, седой от пыли,
Он к нам, хромая, подошел.
Мы под Москвой окопы рыли -
Девчонки из столичных школ.
Сказал впрямую: “В ротах жарко
И много раненых… Так вот-
Необходима санитарка.
Необходима! Кто пойдет?
И все мы “Я!” сказали сразу,
Как по команде, в унисон.
…Был строг комбат-студент иняза,
А тут вдруг улыбнулся он.
-Пожалуй, новым батальоном
Командовать придется мне.
…Ах, как тогда горели клёны!-
Как в страшном сне, как в страшном сне!

                          Ю.Друнина

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

                        Д. Самойлов

Используемая фоновая музыка - 2-ая часть Концертной симфонии Моцарта.

 

 

Автор: Лаврентьева Светлана Витальевна

ГБОУ «Гимназии № 1636 «НИКА»»

г. Москвы Московской области