Педагогический проект
«Самый Умный Пермячок - дошкольник»
1. Проблемно – ориентированный анализ
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, включение дошкольной ступени в систему общего образования (Закон РФ «Об Образовании» ст. 10 п.4), участие дошкольников в различных интернет – конкурсах, развивающее обучение в начальной школе.
Считаем, что необходима целенаправленная работа с детьми, обусловленная:
Теория и практика дошкольного образования показывает, что в настоящее время обнаружились достаточно существенные проблемы в развитии заявленной идеи:
- существующие условия образовательных учреждений не могут в полной мере обеспечить возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка, в числе которых оказываются одаренные дети;
- незначительно представлены программно – методическое, информационное обеспечение, методики определения одаренности в дошкольном возрасте;
- в регионе отсутствуют контакты и обмен опытом по заявленной теме в ДОУ;
- недостаточная подготовка педагогов по работе с одаренными детьми.
Проект позволит создать единое креативное пространство на основе объединения идейных, творческих, информационных, финансовых ресурсов партнеров – участников проекта, позволит преодолеть вышеуказанные проблемы. Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации проекта.
2. Концептуальное обоснование идеи проекта
Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что в рассматриваемых работах внимание акцентируется, в основном, на проблемах основного и профессионального образования. Исследований, обращенных к развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в системе постдипломного профессионального образования, явно недостаточно, а проблема формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста (далее ИРД) остается за пределами известных научных изысканий, несмотря на то, что идеи развития интеллекта, интеллектуально-творческой активности и культуры человека приобретают сегодня особую значимость.
Мы считаем, что актуализация формирующего ИРД во многом определяется средой, в которую он погружен и профессиональной компетентностью педагога.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.
В отношении дошкольного возраста, при рассмотрении проблемы одаренности в условиях воспитания в детском саду, в России пока нет программы.
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных».
С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003) [7, с. 7], разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Развитие одаренных детей можно увидеть в японских детских садах, однако под одаренностью понимается не как нечто уникальное, единичное, данное природой свыше, а как то, что можно взрастить у многих. Развитие одаренности можно сформулировать следующим образом – начинать обучение как можно раньше и заниматься как можно больше с хорошими педагогами. Такое понимание данного понятия мы поддерживаем и считаем, что у каждого ребенка есть свои задатки одаренности, задача воспитателя детского сада увидеть эти ростки и помочь ребенку развиваться в правильном направлении.
Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми будет направлена педагогом на выявление и развитие их творческого и познавательного интереса в разных образовательных областях, что способствует личностному развитию ребенка. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Экспериментально будет разработано и апробировано методическое пособие для проведения интеллектуальной игры с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
3. Цель проекта
Создание оптимальных социально-педагогических условий для выявления, гармоничного развития и поддержки одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении, их самореализации в различных областях деятельности.
Задачи
4. Образ конечного результата, критерии его оценки
Ожидаемые результаты проекта:
Критерии результативности
до 50 разнообразных пособий, игр, игрушек;
до 25 – 30 книг для родителей.
5. Механизмы реализации проекта.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов, на протяжении которых будут выполнены следующие работы:
1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2) ИНФОРМАЦИОННЫЙ
3) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
4) АНАЛИТИЧЕСКИЙ
6. Планирование работы по реализации проекта
№ |
Мероприятия
|
Сроки |
ответственный |
1. |
Подбор и изучение методической литературы по развитию талантов у дошкольников, норм. – правовой базы |
июль, 2013г. |
Старцева Н.А |
2. |
Разработка программы действий для воспитателя |
Август, 2013 |
Колбина Е.Ф.
|
3. |
Мониторинг с детьми «определение склонностей ребенка» |
Вторая половина сентября |
Воспитатели подгот.гр. |
4. |
Информирование и консультирование родителей о проекте |
Август, сентябрь |
Колбина Е.Ф. |
5. |
Привлечение потенциальных спонсоров и партнеров |
сентябрь |
Колбина Е.Ф., Старцева Н.А. |
6. |
Непосредственная работа с детьми в подг. гр. по подготовке к игре в I отборочном туре |
октябрь |
Воспитатели групп |
7. |
Проведение I отборочного тура |
ноябрь |
Колбина Е.Ф. |
8. |
Анкетирование родителей и педагогов |
декабрь |
Старцева Н.А. Колбина Е.Ф. |
9. |
Подготовка детей |
Дек., янв., фев. |
Колбина Е.Ф. Воспитатели групп |
10. |
Проведение II отборочного тура |
18 – 20 февраля |
Колбина Е.Ф |
11. |
Работа с родителями (консультирование, опрос) |
март |
Колбина Е.Ф. |
12. |
Суперфинал |
Апрель |
Колбина Е.Ф |
13. |
Анализ работы по проекту, выявление трудностей |
май |
Колбина Е.Ф., Старцева Н.А. Воспиталеи групп, родители |
7. Ресурсы и условия реализации проекта
Реализация данного проекта возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, в дошкольных группах и при наличии оборудованных свободных помещений: детский компьютерный класс, музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др. Дизайн – студия «Оранжевая корова» для оформления наглядно – демонстрационного оформления игры. Обращение в приемную депутата района с запросом привлечения средств к награждению победителей и участников игры.
Для участия в игре рекомендуется развивать творческий потенциал детей от 5 – 7 лет, посещающих образовательное учреждение. Наполняемость группы при участии в отборочном туре – 6 – 8 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две подгруппы: 6, 1 – 7, 5 лет.
Работа педагогов по выявлению талантливых детей в холдинге ведется в соответствии с мероприятиями годового учебного плана (во время режимных моментов, при использовании различных игровых приемов, с последующим заполнением карт наблюдения за развитием ребенка).
Образовательные услуги предоставляются на бесплатной основе
8. Возможные риски и пути их преодоления
При отказе депутата района на наше обращение, призовой фонд игры приобретается на внебюджетные средства детского сада.
9. Перспективы развития проекта
Данный проект будет реализован в любом случае, независимо от результатов данного конкурса. Все направления работы, заявленные в проекте, будут иметь ежегодное продолжение.
Распространение результатов:
Наш опыт реализации данного вида проекта может быть востребован другими дошкольными учреждениями города и края. Информация о результатах проекта будет распространяться с помощью средств СМИ (газеты, интернет – на сайте детского сада - ), будет оформлен выставочный стенд в здании подразделения №254, предполагаем провести презентацию нашего опыта, дать консультацию по реализации данного проекта на базе нашего ДОУ.
В качестве оценки развития проекта и его результатов можно использовать следующие механизмы:
Литература:
Авторы: Колбина Елена Федоровна
воспитатель высш. кв. кат.,
Старцева Наталья Александровна
зам. зав. по ВМР
МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада № 144»
г. Перми Пермского края
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)