Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Педагогический проект

«Самый Умный Пермячок - дошкольник»

1. Проблемно – ориентированный анализ

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, включение дошкольной ступени в систему общего образования (Закон РФ «Об Образовании» ст. 10 п.4), участие дошкольников в различных интернет – конкурсах,  развивающее обучение в начальной школе.

Считаем, что  необходима целенаправленная работа с детьми, обусловленная:

  • потенциальными возможностями ребенка, которые определяются уровнем развития познавательной активности, креативностью, уровнем личностного развития, а также личностными возможностями ребенка;
  • отношением к ребенку родителей, сверстников;
  • наличием или отсутствием в окружении ребенка богатой культурной или информационной среды;

Теория и практика дошкольного образования показывает, что в настоящее время обнаружились достаточно существенные проблемы в развитии заявленной идеи:

- существующие условия образовательных учреждений не могут в полной мере обеспечить возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка, в числе которых оказываются одаренные дети;

- незначительно представлены программно – методическое, информационное обеспечение, методики определения одаренности в дошкольном возрасте;

- в регионе отсутствуют контакты и обмен опытом по заявленной теме в ДОУ;

- недостаточная подготовка педагогов по работе с одаренными детьми.

Проект позволит создать единое креативное пространство на основе объединения идейных, творческих, информационных, финансовых ресурсов партнеров – участников проекта, позволит преодолеть вышеуказанные проблемы. Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации проекта. 

2. Концептуальное обоснование идеи проекта

Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что в рассматриваемых работах внимание акцентируется, в основном, на проблемах основного и профессионального образования. Исследований, обращенных к развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в системе постдипломного профессионального образования, явно недостаточно, а проблема формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста (далее ИРД) остается за пределами известных научных изысканий, несмотря на то, что идеи развития интеллекта, интеллектуально-творческой активности и культуры человека приобретают сегодня особую значимость.

Мы считаем, что актуализация формирующего ИРД во многом определяется средой, в которую он погружен и профессиональной компетентностью педагога.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

В отношении дошкольного возраста, при рассмотрении проблемы одаренности в условиях воспитания  в детском саду, в России пока нет программы.

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных».  

С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003) [7, с. 7], разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Развитие одаренных детей можно увидеть в японских детских садах, однако под одаренностью понимается не как нечто уникальное, единичное, данное природой свыше, а как то, что можно взрастить у многих. Развитие одаренности можно сформулировать следующим образом – начинать обучение как можно раньше и заниматься как можно больше с хорошими педагогами.  Такое понимание данного понятия мы поддерживаем и считаем, что у каждого ребенка есть свои задатки одаренности, задача воспитателя детского сада  увидеть эти ростки и помочь ребенку развиваться в правильном направлении.

Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми будет направлена педагогом на  выявление и развитие  их творческого и познавательного интереса в разных образовательных областях, что  способствует личностному развитию ребенка. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Экспериментально будет разработано и апробировано методическое пособие для проведения интеллектуальной игры с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

        

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации развития интегративных качеств ребенка;
  • принцип создания условий для совместной работы дошкольников при минимальном участии воспитателя;
  • принцип свободы выбора воспитанниками дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цель  проекта

Создание оптимальных социально-педагогических условий для выявления, гармоничного развития и поддержки одаренных детей  в дошкольном образовательном учреждении,  их самореализации в различных областях деятельности. 

            Задачи

  • Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к различным сферам и явлениям жизни;
  • Обеспечение условий для самореализации интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Повышение научно-теоретических знаний педагогов и специалистов ДОУ по вопросам работы с одаренными детьми;
  • Привлечение детей к участию в широком конкурсном движении;
  • Выявление уровня развития интеллектуальных способностей;

4. Образ конечного результата, критерии его оценки

 Ожидаемые  результаты  проекта:

  •  Привлечь к работе над данным проектом до 50% педагогов холдинга, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
  • Охватить участием проекта 32%  детей старшего дошкольного возраста в холдинге, что составляет 82 ребенка (на данный момент работа ведется с 26 детьми)
  • Создание обширной лекотеки с современными развивающими играми и игрушками, методической литературой.
  •  Повышение уровня педагогических знаний родителей, чьи дети будут участвовать в проекте.

Критерии результативности

  • Подобрана диагностика уровня  познавательного, творческого мышления детей дошкольного возраста.
  • Организована страница сайта для родителей и педагогов (обратная связь)
  • Участие  в  работе  клуба  ''Мой ребенок самый умный''  до  40%  семей,   имеющих  ребенка  в  возрасте   от 5 – 7 лет.
  •  Создана  обширная  лекотека:

до  50  разнообразных  пособий, игр,  игрушек;

до  25 – 30  книг  для  родителей. 

  • Уровень  педагогической  осведомленности  родителей: (сравнить  данные  анкетирования  в  начале  и  конце  работы  клуба)

5. Механизмы реализации проекта.

 

 

Реализация проекта будет проходить в несколько этапов, на протяжении которых будут выполнены следующие работы:

1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Подбор и изучение методической литературы по работе с одаренными детьми дошкольного возраста.
  • Мониторинг работы детского сада в данном направлении.
  • Изучение нормативных документов, разработка программы действий для воспитателя, готовящего детей на интеллектуальную игру.
  • Разработка логотипа к данному проекту.

 2) ИНФОРМАЦИОННЫЙ

  • Информирование и консультирование родителей о проекте.
  • Заключение договоров с родителями о партнерских отношениях
  • Реклама в своем микрорайоне среди детских садов, приглашение к сотрудничеству педагогов и специалистов.
  •  привлечение потенциальных спонсоров и партнеров к деятельности по развитию и поддержке одаренных детей в ДОУ.

3) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

  • Развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка в режиме ДОУ (в свободной и совместной деятельности) (одинаковый старт для всех детей)
  • Проведение двух полуфинальных игр (1 раз в квартал)
  • Проведение суперфинала – завершающей игры
  • Проведение открытых форумов о возможностях и перспективах детских садов в данном направлении
  • Привлечение родителей и непосредственное участие в игре вместе с ребенком
  • Создание странички на сайте детского сада «Развитие одаренности и талантливости  детей в условиях детского сада»

4) АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Мониторинг работы по проекту с родителями;
  • Сообщение об опыте работы на МО района;
  • Выявление и коррекция проблем на данном этапе проекта.

6. Планирование работы по реализации проекта

Мероприятия

 

Сроки

ответственный

1.

Подбор и изучение методической литературы по развитию талантов у дошкольников, норм. – правовой базы

июль, 2013г.

Старцева Н.А

2.

Разработка программы действий для воспитателя

Август,

2013

Колбина Е.Ф.

 

3.

Мониторинг с детьми «определение склонностей ребенка»

Вторая половина сентября

Воспитатели подгот.гр.

4.

Информирование и консультирование родителей о проекте

Август, сентябрь

Колбина Е.Ф.

5.

Привлечение потенциальных спонсоров и партнеров

сентябрь

Колбина Е.Ф.,

Старцева Н.А.

6.

Непосредственная работа с детьми в подг. гр. по подготовке к игре в I отборочном туре

 

октябрь

Воспитатели групп

7.

Проведение I отборочного тура

ноябрь

Колбина Е.Ф.

8.

Анкетирование родителей и педагогов

декабрь

Старцева Н.А.

Колбина Е.Ф.

9.

Подготовка детей

Дек., янв., фев.

Колбина Е.Ф.

Воспитатели групп

10.

Проведение II отборочного тура

18 – 20 февраля

Колбина Е.Ф

11.

Работа с родителями (консультирование, опрос)

март

Колбина Е.Ф.

12.

Суперфинал

Апрель

Колбина Е.Ф

13.

Анализ работы по проекту, выявление трудностей

май

Колбина Е.Ф., Старцева Н.А.

Воспиталеи групп, родители

7. Ресурсы и условия реализации проекта 

Реализация данного проекта возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, в дошкольных группах и при наличии оборудованных свободных помещений: детский компьютерный класс, музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др. Дизайн – студия «Оранжевая корова» для оформления  наглядно – демонстрационного оформления игры. Обращение в приемную депутата района с запросом привлечения средств к награждению победителей и участников игры.

Для участия в игре рекомендуется развивать творческий потенциал детей от 5 – 7 лет, посещающих образовательное учреждение. Наполняемость группы  при участии в отборочном туре – 6 – 8 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две подгруппы:  6, 1 – 7, 5  лет.

Работа педагогов по выявлению талантливых детей в холдинге ведется в соответствии с мероприятиями годового учебного плана (во время режимных моментов, при использовании различных игровых приемов, с последующим заполнением карт наблюдения за развитием ребенка).

Образовательные услуги  предоставляются на бесплатной основе

8. Возможные риски и пути их преодоления

При отказе депутата района на наше обращение, призовой фонд игры приобретается на внебюджетные средства детского сада.

9. Перспективы развития проекта

Данный проект будет реализован в любом случае, независимо от результатов данного конкурса. Все направления работы, заявленные в проекте, будут иметь ежегодное продолжение.

Распространение результатов:

Наш опыт реализации данного вида проекта может быть востребован другими дошкольными учреждениями города и края. Информация о результатах проекта будет распространяться с помощью средств СМИ (газеты, интернет – на сайте детского сада - ), будет оформлен выставочный стенд в здании подразделения №254, предполагаем провести презентацию нашего опыта, дать консультацию по реализации данного проекта на базе нашего ДОУ.

 В качестве  оценки развития  проекта  и  его  результатов  можно использовать следующие механизмы:

  • разработанные  методические  материалы;
  • анкеты;
  • фотографии проводимых мероприятий;
  • все пособия и наглядные материалы;
  • заметки  в  СМИ;
  • анализ проведенных мероприятий.
  • отзывы о проведенных мероприятиях.


Литература:

 

  1. 1.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.
  2. 2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.
  3. 3.Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
  5. Яфаева В.Г.Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей.
  6. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. ТРИЗ. Библиотека программы «Детство». С.-П., 2003г.
  7. Юзбекова Е.А.Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Москва., 2006.
  8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет. Мозаика – Синтез, Москва,2008.
  9. Буктакова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Сфера. С.-П. 2009.

 

Авторы: Колбина Елена Федоровна

воспитатель высш. кв. кат.,

Старцева Наталья Александровна

зам. зав. по ВМР

МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада № 144»

г. Перми Пермского края