Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Занятие факультатива по химии в 7 классе

«Признаки химических реакций»

 

«Химическое превращение, химическая реакция

есть главный предмет химии»

Николай Николаевич Семёнов

Тип урока: приобретение новых знаний.

Цели: Обучающие: закрепление знаний учащихся об отличиях химических явлений от физических; сформировать представление о признаках и условиях протекания химических реакций.

Развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, работать с химическими реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.

Воспитывающие: воспитание научного мировоззрения учащихся, точности, аккуратности, наблюдательности, внимания.

Формы организации обучения: сочетание фронтальной, парной (выполнение лабораторных опытов), индивидуальной работы.

Межпредметные связи: физика, литература.

Методы и методические приемы: беседа,  демонстрация опытов, химический диктант, самостоятельная работа.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с пробирками, химические стаканы, фарфоровые чашечки, тигельные щипцы, свеча, спички, пипетки, лучинки; растворы гидроксида натрия, гидрокарбоната натрия,  соляной кислоты, серной кислоты, уксусной кислоты, силиката натрия, хлорид аммония, йодная настойка; инструкционные карты учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Химическая разминка:

 

H

Fe

O

Mg

C

N

Si

Углерод

А

У

В

З

Г

Х

Ч

Магний

Т

М

Г

О

Н

В

А

Железо

Л

Р

Д

О

П

Р

Т

Кислород

М

И

Е

Б

Ь

Ю

Ч

Кремний

Я

Ф

К

Р

П

В

Н

Водород

И

А

Г

З

Н

Е

К

Азот

Ц

У

Г

П

Р

Е

Л

2. Мотивационно-ориентационный этап.

На столе зажженная свеча.

Учитель: Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

Огонь символизирует качество человеческой личности – творческое начало.          Горящая свеча – символ нашего урока, нашего единения.

А ведь горящая свеча это универсальный объект, глядя на неё можно наблюдать, как  физические, так и химические явления.

Какие явления вы наблюдаете при горении свечи? (Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое); затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние); горение парафина (свет и выделение тепла), образование углекислого газа, сажи и воды.

Лабораторный опыт (доказательство того, что продуктами горения парафина являются углекислый газ, саж и вода).

Учитель: Как называются такие явления? В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления - агрегатное состояние, форма, размер).

3.Повторение и обобщение изученного ранее материала

Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопрос, о каком явлении (физическом или химическом) идет речь в фрагментах литературных произведений.

1. "Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый  пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью..."                                          Луи Буссенар "Похитители бриллиантов"

2. "Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных  немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала" А. Фадеев "Молодая гвардия"

3. "В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по - своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей".      М.М. Пришвина "Весна света"

4. "Ребята взяли спички и подожгли все бенгальские огни сразу. Тут раздалось шипение, будто вся комната наполнилась змеями. Ребята шарахнулись в стороны. Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк ─ северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза".     Н.Н. Носов "Бенгальские огни"      

Учитель: Ребята, мы уже познакомились с некоторыми веществами, изучили их состав. Знания о веществах будут неполными, если мы не изучим химические явления, происходящие с ними. Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться, что узнать?

Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н. Семенова: "Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии". Никола́й Никола́евич Семёнов - советский физико-химик, один из основоположников химической физики (Нобелевская премия 1956 году).

Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие. Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

4. Углубление и расширение знаний (выполнение лабораторных опытов)

Правила ТБ и ОТ при выполнении лабораторных и практических работ по химии

1. Уксус (раствор уксусной кислоты) и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются.

Инструкция: 1 - Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

2 - Внесите в стакан, не касаясь дна, горящую лучинку. Что происходит?

Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение ___________ с шипением («вскипание» углекислого газа).

2.Большинство кислот находится в жидком агрегатном состоянии. Но есть кремниевая кислота, которая имеет твёрдое агрегатное состояние. Получить её можно из раствора силикатного клея действуя на него  сильной кислотой.

Инструкция: В химический стакан налейте 20 мл силикатного клея (силикат натрия) и добавьте 2-3 мл раствора соляной кислоты, перемешайте стеклянной палочкой.

Наблюдения: При добавлении к силикатному  клею кислоты наблюдаем выпадение ________________      ______________ цвета.

3.«Волшебная картошка»

Крахмал в том или ином количестве имеется в большинстве продуктов, которые мы едим. Давайте вооружимся пипеткой и стаканчиком с иодной настойкой (разбавленной пополам кипяченой водой) и определим, есть ли крахмал в картофеле, хлебе, яблоках.

Инструкция: На срез картофеля и яблока нанесите одну каплю йодной настойки с помощью пипетки. Из хлеба сделайте мякиш и капните каплю разбавленной йодной настойки. Как узнать, где крахмала больше – в картофеле, яблоке, хлебе?

Наблюдения: При добавлении к крахмалу раствора йодной настойки наблюдаем изменение _____________.

Учитель проводит занимательный опыт "Пламя-художник"

На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20%-ным раствором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать над пламенем (осторожно!) свечи, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета.

Физ. минутка "Стрельба глазами" (элементы Периодической системы Д.И. Менделеева)

4. При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом - боль пропадает, так как нашатырный спирт - относится к классу оснований, а основание нейтрализует муравьиную кислоту. Применение противопоказано при кожных заболеваниях, а также при открытых повреждениях кожных покровов.

Инструкция: К белым кристаллам хлорида аммония добавьте несколько капель  раствора  гидроксида натрия. Взмахните ладонью,  направьте поток воздуха от пробирки в свою сторону.

Наблюдения: При добавлении к  хлориду аммония раствора  гидроксида натрия появляется ________________  ____________ нашатырного спирта.

Учитель: Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Условия возникновения и протекания реакций:

1) Нагревание

2) Увеличение площади соприкосновения веществ

5. Закрепление изученного материала

Заполните структурно-логическую схему «Признаки химических реакций», указав общий признак химических явлений:

 

 Тест:

1.Какой из признаков относится к признакам химической реакции:

а) таяние снега;                                                   б) изменение цвета;

в) измельчение;                                                   г) плавление.

2.Химические явления – это превращения веществ, во время которых:

а) изменяется агрегатное состояние и форма;     б) изменяется состав вещества;

в) изменяется размер и масса;                             г) изменяется форма тела.

3.Химические явления – это:

а) горение газа;                                                  б) испарение воды;

в) плавление парафина;                                        г) ржавление железа.

4.Образование осадка, появление запаха, выделение тепла, газа, изменение цвета – это

а) превращения веществ;                                     б) свойства веществ;

в) признаки химических реакций;                     г) физические явления.

5.Укажите признаки химической реакции:

а) изменение цвета;                                         б) изменение формы и размера;

в) выделение тепла (или света);                     г) образование осадка и газа.

 

6. Подведение итогов урока, рефлексия

Учитель: Извержение вулкана сопровождается не только выделением тепла, но и света (звучит фрагмент музыкальной сюиты А. Скрябина "Похищение огня", учитель показывает занимательный опыт "Извержение вулкана").

«…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»

Майкл Фарадей, англ. ученый

 

Выберите себе понравившееся начало предложения и допишите его

Сегодня узнал (а), что могу…     Я считаю полезным…            Мне понравилось…

Мне было трудно…      Теперь бы я хотел (а) ещё узнать…

7. Домашнее задание.

Много интересного можно рассказать  о пламене свечи.  Я прошу подготовить сообщение на тему "Огонь друг или враг" и я думаю, что это сделает тот, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие мы обсудим ваши находки.

 

Автор: Кукина Галина Александровна

учитель химии и биологии

МБОУ «Белогорская СОШ»

МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельская область