Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в условиях введения ФГТ

 

Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вызвали у педагогических работников большое количество вопросов, касающихся  комплексно-тематического планирования.

Планирование принято рассматривать как  заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. На сегодняшний день планирование является одной из главных функций  качественного управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ с целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Календарно-тематический план является  обязательным документом воспитателя в его педагогической  работе с детьми, предусматривающий  организацию всех видов деятельности детей на каждый день.  Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Передо мной, как старшим воспитателем, стоит задача обеспечить методическое руководство планированием с учетом ФГТ.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной  программы дошкольного образования  предоставили дошкольному учреждению свободу выбора Примерной программы и  Технологии ее реализации. На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает по Программе Н.М. Крыловой  «Детский сад – Дом радости». Эта программа построена на принципе целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Успешность реализации данной Программы обеспечена разработанной автором Технологией на каждую возрастную группу.

По мнению В. П.Беспалько,  педагогическая технология - это не застывшая голая схема, в которую втискивается живой педагогический процесс, а итог - глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов обучения и воспитания. В этой работе нельзя опираться на готовые шаблоны и стереотипные решения, а всякий раз следует решать многочисленные и далеко не простые проблемы, но решать их не умозрительно, а творчески - на современной научной основе.

В своей работе мы используем предложенную Н.М. Крыловой систему комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса: план-сценарий работы педагога на каждый день, маршрутные листы на неделю и перспективный план на месяц.

Подробное описание педагогического процесса в виде плана-сценария на каждый день работы педагога отражает не только образовательную деятельность дошкольников, но и каждый режимный момент (весь уклад жизни не менее 20 детей, которые  живут вместе на протяжении 10-12 часов  в дошкольном учреждении). Подневный план-сценарий раскрывает содержание и методику работы со всей  группой, с подгруппой, а главное с каждым из воспитанников по всем направлениям Программы (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие).

Кроме Технологии (плана-сценария) автором программы  разработаны Маршрутные листы – перспективное планирование по основным видам детской деятельности на каждую неделю. В данных Маршрутных листах отражены  все Федеральные государственные требования к организации и планированию воспитательно-образовательного процесса.

С целью обеспечения преемственности в работе воспитателей, организации целостного и непрерывного педагогического процесса  на основе Технологии и Маршрутных листов мы разрабатываем еще перспективный план на месяц. В данном плане отдельно выделены темы по каждой образовательной области и заключительные занятия (мероприятия) по каждой теме, изучаемой в течение года. Таких мероприятий может быть одно или несколько за год, в зависимости от того, сколько времени мы работаем над поставленной задачей. Это позволяет нам увидеть результат проделанной воспитателем работы по каждой образовательной области.

Предложенная автором Программы «Детский сад – Дом радости»  система планирования экономит силы и время педагога, позволяет выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при комплексно-тематическом планировании на год с учетом принципа интеграции образовательных областей. Поэтому для нашего педагогического коллектива введение Федеральных государственных требований особых затруднений не вызвало, позволило безболезненно перейти к работе в новых условиях.

Основа успешности Технологического проекта «Детский сад - Дом радости» заключается в простоте его ключевых решениях. На основе авторской Технологии воспитатель  учится предвидеть зависимость  развития детей от характера своих действий и обеспечивать гарантированный, объективно диагностируемый конечный результат, соответствующий целям Программы.

 

Автор: Демакова Юлия Владимировна,

 старший воспитатель

                                                             бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска

«Детский сад №359 общеразвивающего вида»