Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в условиях введения ФГТ
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вызвали у педагогических работников большое количество вопросов, касающихся комплексно-тематического планирования.
Планирование принято рассматривать как заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. На сегодняшний день планирование является одной из главных функций качественного управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ с целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя в его педагогической работе с детьми, предусматривающий организацию всех видов деятельности детей на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Передо мной, как старшим воспитателем, стоит задача обеспечить методическое руководство планированием с учетом ФГТ.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предоставили дошкольному учреждению свободу выбора Примерной программы и Технологии ее реализации. На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает по Программе Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости». Эта программа построена на принципе целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Успешность реализации данной Программы обеспечена разработанной автором Технологией на каждую возрастную группу.
По мнению В. П.Беспалько, педагогическая технология - это не застывшая голая схема, в которую втискивается живой педагогический процесс, а итог - глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов обучения и воспитания. В этой работе нельзя опираться на готовые шаблоны и стереотипные решения, а всякий раз следует решать многочисленные и далеко не простые проблемы, но решать их не умозрительно, а творчески - на современной научной основе.
В своей работе мы используем предложенную Н.М. Крыловой систему комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса: план-сценарий работы педагога на каждый день, маршрутные листы на неделю и перспективный план на месяц.
Подробное описание педагогического процесса в виде плана-сценария на каждый день работы педагога отражает не только образовательную деятельность дошкольников, но и каждый режимный момент (весь уклад жизни не менее 20 детей, которые живут вместе на протяжении 10-12 часов в дошкольном учреждении). Подневный план-сценарий раскрывает содержание и методику работы со всей группой, с подгруппой, а главное с каждым из воспитанников по всем направлениям Программы (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие).
Кроме Технологии (плана-сценария) автором программы разработаны Маршрутные листы – перспективное планирование по основным видам детской деятельности на каждую неделю. В данных Маршрутных листах отражены все Федеральные государственные требования к организации и планированию воспитательно-образовательного процесса.
С целью обеспечения преемственности в работе воспитателей, организации целостного и непрерывного педагогического процесса на основе Технологии и Маршрутных листов мы разрабатываем еще перспективный план на месяц. В данном плане отдельно выделены темы по каждой образовательной области и заключительные занятия (мероприятия) по каждой теме, изучаемой в течение года. Таких мероприятий может быть одно или несколько за год, в зависимости от того, сколько времени мы работаем над поставленной задачей. Это позволяет нам увидеть результат проделанной воспитателем работы по каждой образовательной области.
Предложенная автором Программы «Детский сад – Дом радости» система планирования экономит силы и время педагога, позволяет выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при комплексно-тематическом планировании на год с учетом принципа интеграции образовательных областей. Поэтому для нашего педагогического коллектива введение Федеральных государственных требований особых затруднений не вызвало, позволило безболезненно перейти к работе в новых условиях.
Основа успешности Технологического проекта «Детский сад - Дом радости» заключается в простоте его ключевых решениях. На основе авторской Технологии воспитатель учится предвидеть зависимость развития детей от характера своих действий и обеспечивать гарантированный, объективно диагностируемый конечный результат, соответствующий целям Программы.
Автор: Демакова Юлия Владимировна,
старший воспитатель
бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска
«Детский сад №359 общеразвивающего вида»
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)