Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Система работы по ознакомлению старших дошкольников

с техникой изонити.

Изонить -  техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе. Техника изонити способствует развитию творческих способностей, она дает большие возможности в изучении композиции, развивает художественный вкус. Выбор цветовой гаммы для композиции развивает цветовое восприятие детей и имеет большое эстетическое значение. Работа воспитывает аккуратность и трудолюбие, причем труд носит творческий характер. Очень важно, что все работы, выполненные в этой технике, не делаются просто так, а имеют практическое значение (для оформления интерьера, закладки, открытки др.)

Новизна системы работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Педагогическая целесообразность разработки данной системы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Цикл занятий состоит из двух разделов:

Занятия проходят один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 6 - 7 лет 25 - 30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 8 - 10 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на  речевые зоны коры головного мозга;

- сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения;

- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.;

- художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование образов с их использованием;

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование образов с их использованием.

Методы, приемы и форма работы.

Словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).

Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязать узелок, умение работать с трафаретом, заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

- иллюстрации;

- образцы работ;

- схемы (техника заполнения фигур);

- стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

- плотный картон или бархатная бумага;

- шелковые нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);

- игла с широким ушком;

- шило короткое;

- ножницы;

- циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;

- линейка;

- клей ПВА;

- копировальная бумага или калька;

- трафареты, кусок линолеума.

Ожидаемые результаты:

1. приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;

2. овладение техникой изонити;

3. обогащение активного и пассивного словаря детей;

4. получение опыта рисования и ручного труда;

5. закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;

6. развитие воображение;

7. развитие мелкой моторики рук.

 

Учебно-тематический план:

Тема

Содержание

Количество часов/сроки

1

«Волшебная ниточка»

Знакомство с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».

1/

Сентябрь

2

«Грибок»

Выполнение работы «Грибок». Обучение умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закрепление понятий: «угол», «вершина», «левая и правая стороны угла». Дорисовка изображение после вышивки.

2/

Октябрь

3

«Морковка»

Выполнение работы «Морковка». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия.  Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка.

2/

Октябрь

4

«Зонтик»

Выполнение работы «Зонтик». Узор тупого угла. Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия. Закрепление понятий – «угол», «вершина», «левая и правая стороны». Дорисовка изображения после вышивки.

1/

Ноябрь

5

«Ёлочки в лесу»

Выполнение работы «Ёлочки в лесу». Закрепление навыков выполнения углов. Формирование чувства цвета. Чтение пословиц и поговорок о труде.   Дорисовка изображения после вышивки.

3/

Ноябрь

6

«Снеговик»

Выполнение работы «Снеговик». Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

2/

Декабрь

7

«Ёлочные шарики»

Открытки на Новый Год. Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями.

2/

Декабрь

8

«Домик в лесу»

 Создание сюжетных композиций.         Обучение умению  из углов и окружностей составлять изображение. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.

3/

Январь

9

«Ваза»

Выполнение работы «Ваза». Подбор нужного угла к рисунку, работа с трафаретом, создание отверстия по отметкам на трафарете. Закрепление правила работы с нитью.

1 /

Январь

10

«Узор на полосе»

Выполнение двух углов на полоске цветного картона.

2/

Февраль

11

«Солнце»

Выполнение работы «Солнце». Продолжение самостоятельного подбора цвета ниток.

2 /

Февраль

12

«Одуванчики»

 Открытки на 8 Марта. Сюжетные композиции с использованием разных по величине окружностей.

2/

Март

13

«Подснежники»

Составление изображений цветов из углов и окружностей. Введение понятия «зеркальное изображение».

2/

Март

14

«Цыплята на травке»

Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности. Умение правильно пользоваться иголкой.

2/

Апрель

15

«Колпак для Петрушки»

Продолжение тренировки по прокалыванию отверстий с использованием линейки.

2/

Апрель

16

«Цветы»

Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Создание сюжетных композиций  из углов и окружностей разной величины.

2/

Май

Список используемой литературы

1.       Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить». - М.: Аст - пресс-книга.

2.       Воробьева Д.И. «Гармония развития» - С.-П.: Детство-пресс.

3.       Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». – С.-П.: Детство - пресс.

 

Автор: Григорьева Елена Юрьевна

воспитатель

МАДОУ «ЦРР - детский сад № 364»

 г. Челябинска Челябинской области