rainbow

Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся

 

Выбор будущей профессии часто осуществляется уже в старших классах средней школы, когда появляется возможность выбрать определенный учебный профиль. Однако очень незначительный процент выпускников образовательной школы реально связывает свое профессиональное обучение с будущей специальностью. Современный рынок труда насыщен разнообразными профессиями. К сожалению, выбор профессии часто основывается на первичном интересе и ложном представлении о тех реалиях, с которыми придется столкнуться молодому специалисту, а также определенной моде на профессии. В связи с этим все возрастающую роль приобретают проблемы профориентации, профильного обучения, а также профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Немаловажную роль в выборе профессии играет школьное образование, где осуществляется первичная социализация личности учащихся, одной из главных задач которой становится осознанный выбор дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение – важное событие на жизненном пути человека.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

  • Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
  • Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
  • Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
  • Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
  • Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Приоритетной целью современного образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Однако, обеспечивая сознательный выбор учащимися профессии, учитель должен:

  • знакомить их с различными видами труда и профессиями;
  • изучать их склонности, особенности и профессиональные интересы, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии;
  • консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Каждый учитель должен овладеть методикой отбора профориентационного материала. Этот отбор может проводиться в следующей последовательности:

а) изучение и анализ учебных программ и школьных учебников с целью определения перечня профессий, на которые будет осуществляться ориентация учащихся;

б) изучение и анализ профессионально-квалификационных характеристик, программ профессиональной подготовки;

в) изучение опыта работы предприятий, организаций и передовых рабочих;

г) анализ школьных программ трудового обучения в данной школе.

Основными формами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

  • беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
  • решение различного рода задач с практическим содержанием;
  • участие в олимпиадах, вечерах, теоретических конференциях;
  • участие в работе трудовых объединений старшеклассников;
  • просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
  • участие школьников в работе клуба будущих специалистов;
  • экскурсии на предприятия, выставки передового опыта;
  • встречи со специалистами и передовиками производства;
  • проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов;
  • оформление стендов, альбомов, плакатов, пропагандирующих трудовые достижения советских людей, успехи советской науки и техники.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования в Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано «На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории».

Профориентация учащихся в области программирования имеет большое значение для общества в целом, так как обеспечивает приток молодых специалистов в область высоких технологий. Некоторые исследователи отмечают необходимость раннего обучения школьников информатике и программированию. Особенно важным фактором для успешного овладения навыками программирования является наличие развитого алгоритмического мышления. В этой связи перенос изучения теоретической информатики в младшую школьную ступень способствует более успешному формированию и развитию алгоритмического стиля мышления, так как старшеклассники обладают уже практически сформированным стилем мышления, при котором восприятие «таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности» достаточно затруднительно.

Изучение информатики в младших классах также целесообразно по той причине, что дети, получив первичные навыки обращения с компьютерной техникой, способны применять компьютер в рамках других учебных дисциплин, но уже не в качестве объекта изучения, а «как инструмент своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением вычислительной техники». Одной из причин освоения информационных технологий является то, что полученные знания помогут школьнику, как в дальнейшем обучении, так и в будущей профессиональной деятельности. Одной из важнейших составляющих профессии программиста является совместная деятельность, которая подразумевает постоянную коммуникацию, тесное сотрудничество. Необходимость развитой способности к совместной деятельности обуславливается совместной работой над крупными проектами, в которые могут быть вовлечены целые коллективы разработчиков. Реализация проектов такого масштаба в срок, поставленный заказчиком, практически невозможна при участии программиста-одиночки и требует коллективной работы.

Способность к совместной деятельности не только применительно к работе программиста, но и сама по себе является важным качеством специалиста во многих областях человеческой деятельности и развитие этого качества представляет собой серьезную задачу для современной педагогической науки. Разрешение этого вопроса позволяет развить в будущем специалисте задатки компетентного профессионала, востребованного на рынке труда и привлекательного для работодателя. Развитие профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию осуществлялось путем создания условий, близких к реалиям профессионального программиста.

Важным этапом становления у школьника умения работать в группе является способность анализировать свою деятельность, самосовершенствоваться в процессе общения с другими членами учебной группы, вносить коррективы в понимание поставленной учебной задачи.

В нашей школе преподавание информатики ведётся с 5 по 11 класс. Безусловно, каждая из изучаемых тем связана с той или иной профессией, в практикуме много хороших практических работ, но проблема в том, что они недостаточно ориентированы на какие-то конкретные профессии. Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков.

Итак, какими способами можно решить профориентационные задачи в своей работе:

1. С девятиклассниками, изучая тему «База данных», мы создаем базу данных профессий, которые интересны им. Заполняя ее информацией, я надеюсь расширить их кругозор в мире профессий. Такая база данных содержит информацию о профессиях, их типе, личных качествах, которые необходимы людям этих профессий, в каких учебных заведениях можно получить эту специальность, какие экзамены сдаются при поступлении. Также знакомимся с информацией о востребованности данной профессии на рынке труда.

2. По возможности, изучая тему или выполняя практическую работу, связывать её с какой-то профессией. Моя задача – рассказать об этой профессии. Совсем немного: название, основная деятельность, необходимые термины. Всё в ознакомительном порядке. Например, изучая текстовый редактор в 8 классе, мы говорим об издательских системах и таких профессиях как издатель, корректор, редактор, верстальщик. Дети пробуют себя в изготовлении визиток, брошюр, газет и буклетов.

3. Метод проектов. Конечно, для получения представления о какой-то профессии метод проектов – это основной метод. Именно выполняя проект, школьник может познакомиться с профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области. Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала – это работа на уроке. Затем – внеклассная работа. То есть всё идёт своим чередом: если кто-то заинтересовался или проявил особые способности в какой-то области, будем заниматься дополнительно, будем участвовать в конкурсах.

4. Итоговые уроки по темам не всегда проводить в форме традиционной контрольной работы. Можно провести в виде собеседования, защиты проекта, один из их способов – это ролевые игры. Вот одна из форм ролевой игры,  «работодатель – потенциальный работник» или «заказчик – исполнитель» и на уроке разыгрываются соответствующие ситуации. Проверяют не то, как они зазубрили данную им теорию. Проверяют их понимание в той или иной области.

5. Также в 10-11 классах, например, изучая тему презентации, по физико-математическому профилю можно дать задание на создание мини-проекта «Наглядное решение стереометрической задачи», в то время как социально-экономический профиль создает презентацию «Полезные ископаемые Челябинской области».

6. Работая над школьной газетой мы тесно знакомимся с такой профессией как журналист и редактор, где все желающие могут проявить свои способности.

Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.

Подводя итог, заметим, что развитие профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию тесно связано с такими понятиями, как совместная деятельность, рефлексия, а также невозможно без учета индивидуально-психологических особенностей, таких как способность к  построению  динамической модели  процесса  решения  задачи,  развитой  памяти,  способности  мышления свернутыми обобщенными структурами и др.

 

Автор: Жигайлова Марина Николаевна

учитель физики и информатики

МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №152»

г. Челябинск