rainbow

Развитие связной монологической речи детей

посредством использования авторских моделей

 

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: уметь говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Иная картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи.

         У таких детей отмечаются трудности программирования развернутых высказываний и их языкового оформления.

         Для детей с ОНР характерны:

- нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность, низкий уровень используемой фразовой речи;

Необходимо учесть, что у детей с ОНР трудности в овладении связной речью обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико­фонематического, лексического и грамматического. Наличие у этих детей еще и вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимание, восприятие, память) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью, также отмечаются особенности в развитии мыслительной деятельности (затруднен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; наблюдаются сложности в усвоении вербального материала, острая необходимость в наглядной опоре).

 Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно­развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения. Развитие ребенка в деятельности, субъект-субъектное отношение в системе педагог-ребенок- родитель, а также обучение в зоне ближайшего развития - все это позволяет максимально оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность педагога с детьми с ОНР.

К технологиям развивающего обучения, безусловно, можно отнести и метод моделирования.

Цель проекта: совершенствование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине с использованием авторских наглядных моделей.

адачи проекта:

- развивать грамматически правильно оформленную речь;

- обучать планированию речевого высказывания;

- обучать построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

- обучать навыку объединения самостоятельных речевых высказываний в рассказ;

- формировать навык составления разных типов рассказов с элементами усложнения

         Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

         Сроки реализации проекта: один год (сентябрь-май)

 

Этапы реализации проекта:

Iэтап

Цель: оптимизация работы учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

- первичная диагностика связной речи у детей с ОНР;

- выбор направлений деятельности по развитию связной речи;

- определение методов и приемов логопедической работы.

II этап

Цель: повышение эффективности работы учителя-логопеда по обучению детей составлению рассказов по сюжетной картине.

- перспективное планирование занятий по обучению составления рассказов по сюжетной картине с использованием авторских моделей;

- разработка конспектов занятий по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей;

- изготовление дидактического сопровождения к занятиям по развитию связной речи с использованием авторских наглядных моделей.

III этап

Цель: определение % эффективности логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР подготовительной группы (2 год обучения, методика Глухова В.П.)

- диагностика связной речи детей с ОНР;

- мониторинговые исследования по речевому развитию детей.

 

Схема оценки связной речи осуществляется по методике В.П. Глухова.

Параметры

Критерии

Пересказ

Самостоятельность составления пересказа, полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, разнообразие языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, последовательность в передаче событий, связь между фрагментами, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ по сюжетной картине

Самостоятельность составления рассказа, полнота и адекватность отображения сюжета, связность изложения, использование разнообразных языковых средств, соблюдение грамматических норм языка.

Рассказ-описание

Самостоятельность составления рассказа, представление основных признаков, использование разных способов соединения предложений, языковое оформление.

 

Уровни выполнения задания

Хороший - 4 балла

Удовлетворительный - 3 балла

Недостаточный - 2 балла

Низкий - 1 балл

 

Процентное выражение бальной системы оценки:

Менее 25% - низкий уровень развития навыка (умения) представления,

От 25% и выше, но менее 50% - средний уровень развития навыка (умения) представления,

От 50% и выше, но менее 75% - выше среднего уровень развития навыка (умения) представления,

От 75% до 100% - высокий уровень развития навыка (умения) представления.

 

Схема оценки уровней выполнения заданий по составлению рассказа

по сюжетной картине по методике В.П. Глухова

Уровень выполнения задания

Критерии выполнения задания

I хороший

4 балла

Рассказ составлен самостоятельно. Достаточно полно и адекватно отображен изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.

II удовлетворительный 3 балла

Рассказ составлен с некоторой помощью. Достаточно полно отражено содержание картины. Отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования. Допускаются отдельные ошибки в построении фразы.

III недостаточный

2 балла

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на конкретную деталь картины. Нарушена связность повествования, отдельные смысловые несоответствия. Допускаются грамматические ошибки.

IV низкий

1 балл

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением предметов или действий, представленных на картине.

 

Качественный показатель уровня развития навыка составления

рассказа по сюжетной картине

Уровни

Количество детей

(начало года)

Количество детей

(конец года)

низкий

2

 

недостаточный

6

 

удовлетворительный

7

6

хороший

 

9

 

Мониторинг динамики развития связной монологической речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

в 2013-2014 уч. году

 

 

План использования моделей

 

Вариант 1 

1. Объяснение учителем-логопедом значений элементов модели. 

2. Составление предложений к каждому элементу модели 

3. Составление рассказа детьми. 

Вариант 2 

1. Дети самостоятельно декодируют модель. 

2. Составление предложений по отдельным эпизодам моделей. 

3. Составление целого рассказа. 

Вариант 3 

1. Дети самостоятельно выстраивают модель из набора условных обозначений. 

2. Декодируют модель. 

3. Составляют рассказ. 

Классификация моделей к составлению рассказа по сюжетной картине

 I вид: 

Действие на картине: 

- на фоне природы, 

- в определенное время года, 

- действующие лица - люди 

Элементы модели:

1. Время года 

2. Описание окружающей природы 

3. Действующие лица (люди) 

4. Действия людей 

5. Место действий 

6. Настроение 

IIвид 

Действие на картине: 

- на фоне природы, 

- в определенное время года, 

- действующие лица - люди (присутствие животных) 

Элементы модели: 

(фрагменты, изображения предметов, контуры предметов): 

1. Время года 

2. Описание окружающей природы/ обстановки 

3. Действующие лица (люди, животные) 

4. Описание внешнего вида животных 

5. Действия людей 

6. Отношение людей к животным 

III вид 

Действие на картине: 

- в помещении, 

- действующие лица люди 

Элементы модели: 

1. Место действия 

2. Описание окружающей обстановки 

3. Действующие лица люди, описание внешнего вида 

4. Действия людей 

5. Настроение действующих лиц 

6. Взаимоотношения действующих лиц 

Перечень сюжетных картин, используемых с разными видами авторских моделей

 

1 вид модели

2 вид модели

3 вид модели

«Зимние забавы»

«Лоси пришли»

«Праздник 8 марта»

«Весенние заботы»

«На ферме»

«Семья»

«Дети идут в школу»

«Прогулка в весеннем лесу»

«Новогодний праздник»

«Лето красное пришло»

«Зимняя прогулка»

«В живом уголке»

«Уборка урожая»

 

«Дети играют»

«Помощь взрослым»

 

 

 Перспективный план организованной образовательной деятельности по развитию связной монологической речи детей подготовительной к школе группы с ОНР с использованием авторских моделей к составлению рассказа по сюжетной картине.

 I период

 

Тема

Задачи

Методы и приемы организации детской деятельности

Методическое обеспечение, средства развития детской инициативы

1

Золотая

осень.

1. Активизация словаря

2. Обучение рассказыванию по сюжетной картине «Прогулка в осеннем лесу» с опорой на наглядную модель.

3. Развитие координации движений и мелкой моторики.

4. Развитие творческого воображения, слухового внимания.

Рассматривание

иллюстраций, сюжетной картины Наглядное моделирование Прослушивание муз. Произведения. Упр. на дыхание «Осенние листья». Составление рассказа.

Пальчиковая игра «Скворушка прощается»

Подвижная игра «Птенчики»

Иллюстрации, магнитофон, аудиозапись «Осенней песни» П.И. Чайковского, Сюжетная картина «Прогулка в осеннем лесу» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель

2

Огород.

Овощи.

1. Закрепление знаний об овощах и поиск соответствующего понятия.

2. Развитие координации движений.

3. Развитие интонационной стороны речи.

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Уборка урожая» с опорой на наглядную модель

5. Обучение дешифровке модели

Рассматривание сюжетных картинок, муляжей, натуральных овощей. Рассматривание сюжетной картины Рассматривание наглядной модели. Дешифровка модели.

Составление предложений по элементам модели.

Составление рассказа по картине Пальчиковая игра «Огород» Подвижная игра «Собираем урожай»

Предметные картинки овощей, муляжи и натуральные овощи.

Сюжетная картина «Уборка урожая» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель

Атрибуты для подвижной игры. Арефьева Л.Н., стр. 32-33.

Смирнова Л.Н., стр. 11.

3

Сад. Фрукты.

1. Активизация словаря по теме

2. Упражнять в подборе слов- синонимов

3. Обучение рассказыванию по сюжетной картине «Работа в саду» с опорой на наглядную модель

4. Развитие речемыслительной деятельности, памяти, внимания.

Рассматривание сюжетной картины, наглядное моделирование, словесная игра «Подбери слова»

Дидактическая игра «Разложи картинки»

Загадывание загадок Пальчиковая и подвижная игры

Предметные картинки с изображением фруктов, муляжи и натуральные фрукты Сюжетная картина «Работа в саду» (Наглядно-дидактическое пособие)

Авторская наглядная модель

4

Комнатные растения

1. Активизировать словарь по теме

2. Упражнять в образовании приставочных глаголов

3. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

4. Развивать речевую активность, внимание, воображение

Словесные игры «Назови растение», «Назови слова».

Рассматривание сюжетной картины

Наглядное моделирование

Пальчиковая и подвижная игры.

Предметные картинки с изображением комнатных растений

Натуральные комнатные растения

Сюжетная картина «В живом уголке»

Авторская наглядная модель

II период 

Тема

Задачи

Методы и приемы организации детской деятельности

Методическое обеспечение, средства развития детской инициативы

5

Зима

1. Актуализация словаря по теме

2. Упражнять в практическом употреблении существительных творительного падежа

3. Составлять рассказ по сюжетной картине «Помощь взрослым зимой» с опорой на наглядную модель

Рассматривание сюжетной картины

Наглядное моделирование Дидактическая игра «Подбери картинки»

Словесная игра «Подбери слова»

Пальчиковая и подвижная игры

Сюжетная картина «Помощь взрослым зимой» (Наглядно-дидактическое пособие)

Авторская наглядная модель Предметные картинки с изображением орудий труда.

6

Новогодний

праздник

1. Расширение и обогащение знаний детей о празднике «Новый год».

2. Составление рассказа по сюжетной картине «Новогодний праздник» 3. Учить составлять наглядную модель к рассказу

4. Упражнять в составлении предложений по элементам модели

5. Развитие творческих способностей и фантазии детей.

Рассматривание сюжетной картины

Беседа по содержанию.

Наглядное моделирование.

Дид. игра «Укрась елочку» Упражнение « Составь предложение»

Составление рассказа по картине

Подвижная игра «Зимой» Пальчиковая игра

Сюжетная картина «Новогодний праздник». (Наглядно-дидактическое пособие)

Авторская наглядная модель Панно с изображением елочки. Карточки - символы с изображением элементов модели в виде кругов.

7

Зимние забавы

1. Обогащение словарного запаса.

2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными

3.Обучение рассказыванию рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель

4. Формировать умение расшифровывать наглядную модель

5. Развитие памяти и воображения.

Рассматривание сюжетной картины Беседа по содержанию.

Упражнение « Подбери слова» Чтение стихов.

Загадывание загадок.

Наглядное моделирование. Составление рассказа Пальчиковые, подвижные игры

Сюжетная картина « Зимние забавы» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель.

Панно с изображением елки. Карточки с изображением элементов модели.

8

Домашние

животные

1. Активизация по теме «Домашние животные».

2. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных.

3. Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель.

4. Развитие мышления детей, внимания и творческой фантазии.

Рассматривание предметных картинок

Упражнение «Назови одним словом» «Закончи предложение»

Игра « Чья голова? Чей хвост?» Рассматривание сюжетной картины. Рассматривание модели.

Дешифровка модели.

Рассказывание по картине. Подвижные, пальчиковые игры

Предметные картинки с изображением домашних животных, с изображением головы и хвоста животного.

Сюжетная картина «На ферме» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель

9

Дикие животные

1. Обогащение словаря.

2. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

3. Составление рассказа по сюжетной картине «Лоси пришли» с использованием наглядной модели.

4. Развитие речемыслительной деятельности, памяти, внимания.

Рассматривание предметных картинок

Загадывание загадки Упражнение «Подбери слова»

Игра «Чей? Чья?»

Дид. Игра «Собери семью» Рассматривание сюжетной картины.

Рассматривание картинно­графической схемы Составление рассказа Пальчиковые, подвижные игры

Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей. Предметные картинки с изображением головы и хвоста животных.

Сюжетная картина «Лоси пришли». (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель.

Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., «Зима», занятие №11, стр. 48-51.

10

Ранняя весна.

1. Активизировать словарь-признаков

2. Упражнение в распространении

предложений определениями

3. Рассказывание текста цепной структуры «Как дети помогли птицам»

4. Составление наглядной модели к

рассказу

5. Упражнять в подборе родственных слов

Рассматривание предметных

картинок, загадывание загадки

Дидактическая игра «Отбери

картинки»

Словесная игра «Назови

родственные слова»

Чтение рассказа

Наглядное моделирование

Слушание записи с голосами птиц

Беседа, загадывание загадки Пальчиковые и подвижные игры

Предметные картинки с изображением

птиц

Карточки-символы для составления

модели (по методике Воробьевой В.К.)

Магнитофон, аудио запись голосов птиц

  III период

 

Тема

Задачи

Методы и приемы организации детской деятельности

Методическое обеспечение, средства развития детской инициативы

11

Город. Улица.

1. Обогащение словаря по теме.

2. Составление предложений по опорным словам.

3. Составление рассказа по картине « Случай на улице».

4. Развитие воображения, фантазии и мышления детей.

Рассматривание сюжетной картинки Беседа по содержанию картины Наглядное моделирование Составление рассказа Упражнение «Составь предложение» Пальчиковые и подвижные игры

Сюжетная картина « Случай на улице» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель.

Предметные картинки с изображением транспорта.

12

Школа.

Школьные

принадлежности

1. Обогащение словаря по теме.

2. Упражнение в составлении предложений по опорным словам.

3. Составление рассказа по картине «Дети идут в школу» по наглядной модели

4. Способствовать развитию воображения, фантазии и мышления детей.

Рассматривание сюжетной картины, беседа

Наглядное моделирование Заучивание стихов Упражнение «Составь предложение» Составление рассказа Пальчиковые и подвижные игры

Психогимнастика «Грустный - веселый»

Сюжетная картина «Дети идут в школу» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель Ткаченко Т.А., Картинки с проблемным сюжетом для развития мышления дошкольников, выпуск № 2, стр. 15-16.

13

Весна

1. Активизация словаря по теме

2. Упражнять в подборе слов-синонимов

3. Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель

4. Развитие речевой активности, мышления, памяти

Рассматривание иллюстраций

Словесная игра «Подбери слова»

Рассматривание сюжетной картины

Наглядное моделирование Загадывание загадок Пальчиковая и подвижная игры

Иллюстрации о весне Сюжетная картина «Прогулка в весеннем лесу» (Наглядно-дидактическое пособие) Авторская наглядная модель

14

Скоро лето

1. Активизация словаря по теме

2. Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло».

3. Закрепление навыка составления наглядной модели к рассказу.

4. Развивать речемыслительную

деятельность, внимание, воображение.

Загадывание загадки Беседа

Дидактическая игра «Цветочная поляна»

Словесные игры: «Подбери слова», «Назови слова-действия» Рассматривание сюжетной картины Наглядное моделирование Составление рассказа Пальчиковая и подвижная игры

Сюжетная картина «Лето красное пришло» Авторская наглядная модель

Панно с изображением цветочной поляны Картинки с изображением летнего пейзажа

Конспекты НОД 

по совершенствованию связной монологической речи 

с использованием авторских моделей 

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине 

«Восьмое марта» 

 

Цель: Совершенствование связной монологической речи. 

Задачи:

Образовательные. 

1. Закреплять навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель. 

2. Активизировать словарный запас. 

3. Упражнять в подборе слов-синонимов, в согласовании прилагательных с существительными. 

Коррекционно-развивающие. 

1. Развивать речевую активность, мыслительную деятельность, внимание, зрительную память, воображение. 

2. Учить детей объяснять значение элементов наглядной модели к рассказу. 

3. Формировать умение придумывать события, предшествующие событиям, изображенным на картине. 

Воспитательные. 

1. Воспитывать интерес к многообразию родного языка. 

2. Способствовать воспитанию у детей уважения к родителям. 

Методы и приемы:наглядное моделирование, рассматривание картины, чтение пословиц и поговорок, словесные игры, пальчиковая игра, подвижная игра, педагогическая оценка, беседа. 

Предварительная работа. 

Чтение стихотворений, чтение художественных произведений: «Посидим в тишине» Благининой, беседы о маме, рассматривание иллюстраций. 

Пособия: сюжетная картина «Восьмое марта», наглядная модель. 

Ход занятия. 

I. Организационный момент. 

Пальчиковая игра «Цветок». 

- Вырос высокий цветок на поляне. 

Утром весенним раскрыл лепестки. 

Всем лепесткам красоту и питанье 

Дружно дают под землей лепестки. 

II. Введение в тему. 

1. Беседа. 

- Какой праздник отмечают в первые дни весны? 

- Кого поздравляют в этот день? 

2. Заучивание пословицы. 

- Нет милее дружка, чем родная матушка. 

3. Словесная игра «Подбери слова».

- Очень много красивых слов можно сказать о маме и о бабушке. 

Скажите, какая мама? 

Какая бабушка? 

III. Работа по теме. 

1. Рассматривание сюжетной картины. 

- Ребята, посмотрите на картину. Называется она «Восьмое марта». Будем составлять красивый и длинный рассказ по этой картине. Поможет вам вот эта модель. 

2. Рассматривание наглядной модели к рассказу. 

- Ребята, давайте вспомним, что означают рисунки на модели. 

IV. Физкультминутка «Пришла весна». 

Ушла зима, пришла весна,                          (Ходьба на месте) 

Нас очень радует она!                                (Ходьба на месте) 

Небо синеет и солнышко греет.                 (Разводят руки над головой) 

Подснежник цветет и трава зеленеет.         (Упражнение «Цветок») 

V. Основная часть. 

1. Придумывание событий, предшествующих событию, изображенному на картине. 

2. Поочередное составление предложений к каждому элементу модели. 

3. Составление целого рассказа по картине. 

VI. Итог. 

1. Словесная игра «Назови слова-действия». 

- Ребята, перечислите все слова-действия, которые называли в рассказе. 

2. Оценка деятельности детей. 

- Молодцы, ребята. Рассказы получились интересные, длинные, с красивыми словами. 

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине 

«Зимние забавы» 

Цель: Совершенствование связной монологической речи. 

Задачи: 

Образовательные. 

1. Закреплять навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель. 

2. Активизировать словарный запас. 

3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. 

Коррекционно-развивающие.

1. Развивать речемыслительную деятельность, внимание, зрительную память. 

2. Учить дешифровывать наглядную модель к рассказу. 

3. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры. 

Воспитательные. 

1. Воспитывать интерес к многообразию родного языка. 

2. Учить восхищаться красотой природы. 

Методы и приемы: наглядное моделирование, рассматривание картины, чтение стихотворения, словесные игры, пальчиковая игра, подвижная игра, педагогическая оценка, беседа, загадывание загадок. 

Предварительная работа. 

Чтение стихотворений, чтение художественных произведений: «Четыре желания» Ушинского К.Д., беседы о зиме, рассматривание иллюстраций. 

Пособия: сюжетная картина «Зимние забавы», наглядная модель, сюжетные картинки с изображением зимнего пейзажа. 

Ход занятия 

I. Организационный момент. 

Пальчиковая игра «Снежная пороша». 

- Ветер ветками играет, 

Снегом землю засыпает. 

Сыплет снежная пороша 

Прямо в детские ладоши. 

II. Введение в тему. 

1. Чтение стихотворения. 

- Запорошила дорожки, 

Разукрасила окошки. 

Радость детям подарила 

И на санках прокатила. 

2. Беседа. 

- О каком времени года говорится в стихотворении? 

- Какие радости зима подарила детям? 

3. Словесная игра «Назови слова». 

- Как назвать лес зимой?                    - зимний лес 

- Как сказать про день зимой?            - зимний день 

- Забавы зимой?                                - зимние забавы 

- Утро зимой?                                    - зимнее утро 

- Одежда, которую носят зимой?        - зимняя одежда 

III. Работа по теме. 

1. Рассматривание сюжетной картины. 

- Ребята, посмотрите на эту картину. Называется она «Зимние забавы». Давайте составим красивый и длинный рассказ по этой картине. А поможет вам наглядная модель. 

2. Рассматривание наглядной модели. 

IV. Физкультминутка «Зимние забавы». 

Мы катались на коньках, даже жарко стало! 

В снежки играли во дворах - все нам было мало! 

Дружно мы на лыжи встали и по снегу побежали. 

А потом на санки сели, смело с горки вниз слетели. 

(Имитируют перечисленные в стихотворении движения) 

V. Основная часть. 

1. Дешифровка наглядной модели. 

2. Составление предложений в соответствии с элементами модели. 

3. Составление целого рассказа. 

VI. Итог. 

1. Загадывание загадок. 

- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?            (лыжник) 

- Сперва с горы летишь на них, а после в гору тащишь их?       (санки) 

2. Оценка деятельности детей. 

- Молодцы, ребята. Рассказы получились интересные, длинные, с красивыми словами. 

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине 

«Лоси пришли» 

Цель: Совершенствование связной монологической речи. 

Задачи: 

Образовательные. 

1. Развивать навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель. 

2. Закреплять знания детей о диких животных и их детенышах. 

3 . Активизировать словарный запас. 

4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. 

Коррекционно-развивающие. 

1. Развивать речемыслительную деятельность, внимание, зрительную память. 

2. Развивать умение детей понимать смысл картины.

3. Закреплять навык классификации предметов.

Воспитательные. 

1. Воспитывать интерес к многообразию родного языка. 

2. Способствовать воспитанию любви к животным. 

Методы и приемы: наглядное моделирование, рассматривание картины, заучивание стихотворения, дидактическая игра, пальчиковая игра, подвижная игра, педагогическая оценка, беседа. 

Предварительная работа. 

Чтение стихотворений, чтение художественных произведений, беседы, рассматривание иллюстраций. 

Пособия: сюжетная картина «Лоси пришли», наглядная модель, предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки с изображением головы и хвоста животных. 

Ход занятия. 

I. Организационный момент. 

Пальчиковая игра «Зайка». 

- Под высокой сосной сидит зайка косой. 

Под другою сосной сидит зайка другой. 

II. Введение в тему. 

1. Словесная игра «Назови одним словом». 

(Выставляются картинки с изображением диких животных) 

- Перечислите, кто изображен на картинках? 

- Назовите их одним словом. 

2. Дидактическая игра «Собери семью». 

- У животных тоже есть семья. Соберите каждую семью вместе по картинкам и назовите. 

3. Словесная игра «Чья морда? Чей хвост?» 

(Выставляются картинки с изображением морды и хвоста животных) 

- Назовите, чья морда? Чей это хвост? 

III. Работа по теме. 

1. Рассматривание сюжетной картины. 

2. Беседа по содержанию. 

- Какое время года изображено на картине? 

- Каких животных видите? 

- Что делают люди? 

- Почему они это делают? 

IV. Физкультминутка «Тень-тень». 

-Тень-тень-потетень, выше города плетень. 

Вышли звери за плетень, похвалялись целый день. 

Похвалялась лиса: «Всему свету я краса!» 

Похвалялись зайки: «Ну-ка, догоняй-ка!» 

Похвалялись ежи: «У нас шубки хороши!» 

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь Ы-Ы». 

(Выполняют движения, соответствующие словам стихотворения.) 

V. Основная часть 

1. Рассматривание наглядной модели. 

2. Поочередное составление детьми предложений по отдельным элементам модели. 

3. Составление целого рассказа. 

VI. Итог. 

1. Заучивание стихотворения-загадки. 

- Похож на оленя, похож на коня, 

Забрался в селенье и лег у плетня. 

В лесу необъятном друзей не нашлось, 

И в гости к ребятам пожаловал... лось. 

2. Оценка деятельности детей.

- Молодцы, ребята. Рассказы получились интересные, длинные, с красивыми словами. 

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине 

«Лето красное пришло» 

Цель: Совершенствование связной монологической речи. 

Задачи: 

Образовательные. 

1. Закреплять навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель. 

2. Активизировать словарный запас. 

3. Упражнять в подборе слов-синонимов, в согласовании прилагательных с существительными. 

Коррекционно-развивающие. 

1. Развивать речемыслительную деятельность, внимание, зрительную память. 

2. Учить составлять наглядную модель к рассказу.

3. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры. 

Воспитательные. 

1. Воспитывать интерес к многообразию родного языка. 

2. Учить восхищаться красотой природы. 

Методы и приемы: наглядное моделирование, рассматривание картины, чтение стихотворения, словесные игры, пальчиковая игра, подвижная игра, игровой момент, педагогическая оценка, беседа, элементы психогимнастики, загадывание загадки. 

Предварительная работа. 

Чтение стихотворений, чтение художественных произведений: «Четыре желания» Ушинского К.Д., «Летний вечер» Жуковского В.А., беседы о лете, рассматривание иллюстраций. 

Пособия: сюжетная картина «Лето красное пришло», наглядная модель, макет с изображением цветочной поляны, бумажные цветы. 

Ход занятия. 

I. Организационный момент. 

Элементы психогимнастики. 

- Ребята, представьте, что мы с вами на красивой поляне. Ярко светит солнце. Настроение отличное! Улыбнитесь и покажите, что у вас отличное настроение. 

II. Введение в тему. 

1. Чтение стихотворения. 

- Отгадайте время года: 

Стоит жаркая погода, 

Рано солнышко встает, 

Днем и греет, и печет.

2. Словесная игра «Подбери слова». 

- Сегодня будем говорить о лете. Подберите, пожалуйста, красивые слова-признаки.

- Лето какое? 

- Солнце летом какое? 

- А какая летом трава? 

3. Пальчиковая игра «Цветок». 

III. Работа по теме. 

1. Рассматривание сюжетной картины. 

- Ребята, посмотрите какая красивая картина перед вами. Называется она «Лето красное пришло». Давайте составим красивый и длинный рассказ по этой картине. Для этого нужно составить план из карточек-символов. 

2. Составление наглядной модели к рассказу. 

(Выставляется макет с изображением цветочной поляны) 

- Расставьте карточки-символы с цветами на этой поляне в нужном порядке. 

IV. Физкультминутка.

Нашей речке нет покоя,                    (руки вперед) 

День и ночь журчит в кустах.            (бег на месте) 

Ходит солнце золотое                        (ходьба) 

В чистых-чистых небесах.                 (руки поднимают вверх) 

V. Основная часть. 

1. Дешифровка наглядной модели. 

2. Составление предложений в соответствии с элементами модели. 

3. Составление целого рассказа. 

VI. Итог. 

1. Словесная игра «Назови слова-действия». 

- Ребята, перечислите все слова-действия, которые называли в рассказе. 

2. Оценка деятельности детей. 

- Молодцы, ребята. Рассказы получились интересные, длинные, с красивыми словами. 

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» 

Цель: Совершенствование связной монологической речи. 

Задачи: 

Образовательные. 

1. Развивать навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на наглядную модель. 

2. Активизировать словарный запас. 

3. Упражнять в подборе слов-синонимов, в согласовании прилагательных с существительными. 

Коррекционно-развивающие. 

1. Развивать речемыслительную деятельность, внимание, зрительную память. 

2. Учить расшифровывать элементы наглядной модели к рассказу. 

3. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры. 

Воспитательные. 

1. Воспитывать интерес к многообразию родного языка. 

2. Способствовать воспитанию уважения к взрослым. 

Методы и приемы: наглядное моделирование, рассматривание картины, заучивание пословиц, дидактическая игра, пальчиковая игра, подвижная игра, педагогическая оценка, беседа, элементы психогимнастики. 

Предварительная работа. 

Чтение стихотворений, чтение художественных произведений: «Просто старушка» В. Осеевой, «Мальчик-помогай» П. Воронько, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение пословиц и поговорок. 

Пособия: сюжетная картина «Семья», наглядная модель, предметные картинки с изображением членов семьи, карточки-символы, отражающие настроение и характер человека. 

 Ход занятия. 

I. Организационный момент. 

Элементы психогимнастики. 

(Выставляются карточки-символы, изображающие разное настроение людей) 

- Ребята, вы знаете, что у людей бывает разный характер и разное настроение. Покажите мимикой веселого человека, грустного, удивленного, злого.

 II. Введение в тему.

 

1. Чтение пословицы и беседа по содержанию. 

«Лад в семье - больше счастья не найти, хоть весь свет обойти». 

- О чем говорится в этой пословице? 

- Что означает слово «лад»? 

2. Дидактическая игра «Кто кого старше?». 

(Выставляются картинки с изображением членов семьи). 

- Ребята, расставьте картинки в последовательности от младших к старшим и расскажите о них. 

3. Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка». 

III. Работа по теме. 

1. Рассматривание сюжетной картины. 

- Ребята, посмотрите на картину. Называется она «Семья». Давайте составим красивый и длинный рассказ по этой картине. А поможет нам вот эта наглядная модель. 

2. Рассматривание модели и расшифровка условных обозначений. 

1. Место действия. 

2. Описание окружающей обстановки. 

3. Кто изображен на картине.

4. Описание их внешнего вида. 

5. Кто что делает. 

б. Как относятся друг к другу. 

IV. Физкультминутка «Семь сестренок». 

- У меня сестренок семь, помогать я буду всем! 

С Пашей - сеять, с Дашей - жать, с Леной - куклу наряжать, 

С Нюрой - стряпать, с Шурой - шить, с Верой - сено ворошить.

(Выполняют движения, соответствующие словам стихотворения.) 

V. Основная часть. 

1. Поочередное составление предложений по отдельным элементам модели. 

2. Составление целого рассказа. 

VI. Итог. 

1. Заучивание пословицы. 

2. Оценка деятельности детей. 

- Молодцы, ребята. Рассказы получились интересные, длинные, с красивыми словами. 

Литература: 

1. Программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: Центр педагогического образования, 2014 год 

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2007. 

4. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960 год 

5. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. -М., 1968 год 

6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М., 1980 год

7. Ладыженская Т.А. Связная речь. - М., 1980 год 

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989 год 

9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи. -М.: Астрель, 2005 

10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.: Аркти, 2004 

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М. 

12. Серия наглядно-дидактических пособий. -М.: Мозаика-Синтез (Осень, Зима, Весна) (художник Е.Б. Белозерцева) 

Internet-ресурсы: 

http://logopedia.by/ 

http://www.logoped.ru/ 

http://nsportal.ru/ 

http://www.maam.ru/

 

 

 

Автор: Еремина Татьяна Ивановна 

МБДОУ «Детский сад № 80» 

г. Дзержинска Нижегородской области