rainbow

Конспект образовательной деятельности:

«В гости к бабушке Назгуль»

 

Цели:

Обучающие:

1. Продолжать закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистая вода, лес благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

3. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, травянистых растениях леса и умение отгадывать загадки о них.

4. Способствовать умению составлять предложения о действиях предметов из двух слов.

5. Продолжить учить проводить звуковой анализ слова, определять ударный звук.

6. Приобщать детей к башкирскому национальному фольклору, увлечь народными сюжетами.

7. Знакомить детей с элементами башкирского народного быта.

8. Обогащать словарный запас детей (познакомить со словами сундук, самовар, камзол, ситек).

Развивающие:

1. Развивать умение и желание отгадывать загадки о природе.

2. Развивать познавательный интерес детей, любознательность, восприятие, внимание, наблюдательность, способность анализировать.

Воспитательные:

1. Закреплять умения правильно вести себя в природе (не оставлять мусор, не ломать деревья).

2. Воспитывать любовь к природе и родному краю, к традициям и национальному фольклору.

3. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа. Беседы, рассматривание картин, сбор сочинений о семье, фотографий, составление альбомов «Давайте познакомимся», оформление стенда «Откуда род берет свое начало?», опыты, занятия, экскурсии, разучивание песен, стихов.

Материалы к занятию. Подготовить декорации: деревья, цветы, комнату украшенную в башкирском народном стиле, сундук, национальный ковер, самовар,  костюмы бабушки, профессора  Знаний,  Берегини, мольберт, фишки.

Методические приемы. Сюрпризный момент, вопросы, ответы, танец, аэробика, подвижная игра, стихи, песни, загадки, аудиозапись (пение птиц, журчание реки, шум природы).

 

Ход занятия

(Все вместе смотрят видеописьмо)

Воспитатель. Дети, мы получили видеописьмо от бабушки Назгуль. Она приглашает нас в гости. Хотите отправиться к ней со мной?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Нас ожидает дальняя дорога, она живет очень далеко и нам нужно пройти через волшебный лес. Вы готовы пройти все испытания?

Дети. Да, готовы.

Воспитатель. Тогда в путь.

(Дети идут под музыку «Вместе весело шагать»)

Воспитатель. Дети, посмотрите, кажется на пути у нас первое испытание. Давайте, посмотрим, что же это?

(На траве, цветах загадки)

1.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

                            (береза)

2.      

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

                            (дуб)

3.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

                            (сосна)

4.      

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

                            (ива)

5.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

                            (липа)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все загадки правильно отгадали. Теперь, можем продолжить путь. (Дети под музыку продолжают путь, осматривая лес) Ребята, посмотрите, мы попали в страну знаний! И кто-то нас встречает. Здравствуйте, кто вы?

Профессор.

Я, Профессор добрых знаний

Я, само очарованье.

Если хотите много знать,

Или путь свой продолжать,

Нужно задания прочитать,

И ответить мне на пять!

Здравствуйте, дети! Куда вы путь держите?

Дети. Мы идем к бабушке Назгуль, чтобы она рассказала нам, что означают наши имена. И что же такое шежере?

Профессор. Но вы не пройдете через мой лес, он волшебный, пока не выполните  все задания. Вы согласны?

Дети. Да, мы согласны.

Профессор. Ну, что же, начнем.

(Дети отрывают лепесток, профессор читает задание)

 

1. Составить предложение о действиях предмета из двух слов.

Профессор.  Ребята, у меня живет гном, но ему не с кем играть.  Может, вы с ним поиграете? Если вы будете придумывать предложения из двух слов, то он будет выполнять. (Дети выполняют задание) Молодцы, с первым заданием вы справились, гном остался доволен!

(Дети отрывают второй лепесток)

 

2. Нужно сделать звуковой анализ слова «Ёлка».

(На мольберте дети фишками выполняют задание)

Профессор. Молодцы, и с этим заданием вы справились хорошо. Отрывайте ребята, лепесток, посмотрим следующее задание.

 

3. Я вам буду читать стихи, а вы внимательно послушайте, и скажите, в каком слове  заблудился звук?  (Ответы детей)

Молодцы, дети, со всеми заданиями вы справились. Я хочу подарить вам ключ от знаний, он вам везде будет помогать.

Воспитатель. Уважаемый Профессор,  мы хотим, чтобы вы отправились с нами  в путешествие на нашем «Автомобиле». (Танец «Автомобиль»)

(Все вместе под музыку продолжают путешествие)

Воспитатель. Дети, дальше на автомобиле ехать мы не сможем, нет дороги. Впереди – лес.   (Берегиня обходит свои владения)

Берегиня. Как я рада, что в моем лесу все хорошо, солнце светит, деревья шумят, птицы поют, журчат ручьи...  (Тишина. Берегиня удивлена) Почему я не слышу веселое журчание моей речки? А вот оно что! (Появляются дети)

Дети. Кто вы?

Берегиня.

Берегу природу я,

Берегиней звать меня.

Уважаю тех людей,

Кто не обижает моих друзей,

Кто за ними наблюдает,

И природе помогает!

Дети. Что у вас случилось?

Берегиня. Опять засорилась моя речка. Ребята, вы поможете мне очистить речку от мусора?

Дети. Да, поможем.

Берегиня. Послушайте, как радуется речка, после того, как мы ее очистили. (Запись журчание речки)

Ребенок. 

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке.

Реки ты не засоряй

Бой объявим склянке.

Не неси домой ужа,

Бабочку не трогай.

Берегиня: Дети, помните всегда, их не так уж много!

За ваше доброе сердце, за помощь мне, я хочу поиграть с вами.

(Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»)

Воспитатель. Спасибо, Берегиня, было очень весело и интересно с тобой, нам пора.

Берегиня. Дорогие дети, берегите лес и все живое в нем. За ваши хорошие поступки и доброе сердце я  покажу вам прямую дорогу. До свиданья, дети.

Дети. До свиданья, Берегиня. (Дети продолжают дорогу под музыку, подходят к дому бабушки Назгуль)

Воспитатель. Вот и дом бабушки Назгуль. Давайте постучимся к ней.

Бабушка Назгуль. Здравствуйте, мои дорогие! Как я соскучилась, хорошо, что вы приехали. Проходите, мои хорошие, проходите, рассаживайтесь поудобнее. (Накрывает на стол, ставит угощения)

Дети. Здравствуйте, Бабушка Назгуль, расскажите нам, пожалуйста, что означают наши имена?  И что же такое шежере?

Бабушка Назгуль. Сейчас я вам расскажу о значении ваших имен и о шежере.

Мадина - означает священный город Медина (Мекка). Мадина с арабского, как «большой город».

Альяна – в переводе с арабского языка «крылатый ангел», вариант имени Ульяна.

Тимур - имя монгольского хана (Тамерлан), в переводе с монгольского и тюркского означает – Железо.

Шежере – это история рода. Слово шежере в переводе с арабского означает – родословная. У башкир издавна существовал обычай писать историю своего рода. Она называлась родословной. Историю рода описывали в виде ветвистого дерева. Корни – это прошлое, крона – настоящее, ветви будущее. Хочу показать вам свое шежере.  (Показывает шежере) А сейчас хочу рассказать о значении ваших имен. (Говорит о значении 2 - 3 имен, остальные отдает воспитателю)

Дети. Спасибо, бабушка, Назгуль. 

Бабушка Назгуль. Я приготовила вам сюрприз, хочу вас научить играть в новую игру «Положи платочек».

(Дети встают в круг. Руки держат за спиной, ладошки открыты, чтобы поймать сзади брошенный водящим платок. Выбирается водящий. Водящий ходит за кругом, осторожно, незаметно кладет платок в руки выбранного товарища и встает на свое место.)

Я хожу, хожу по кругу,

Я платок в руках держу.

Я платок свой только другу,

В руки другу положу!

(Выбранный ребенок также с пением идет за кругом и кладет платок в руки к другому товарищу. Игра повторяется несколько раз со сменой водящих.)

Воспитатель. Спасибо, большое бабушка, Назгуль. Мы много интересного узнали, но нам пора домой. На прощание дети хотят вам подарить песню. 

(Дети поют песню)

Бабушка Назгуль. Спасибо за то, что приехали, за песню. Я приготовила вам сладкий подарок, баурсак.  До свидании, мои хорошие.

(Дети прощаются и уходят)

Дети. Спасибо. До свидания, бабушка Назгуль, мы еще придем в гости. 

 

Авторы: Ганиева Эльмира Тимерхановна,

Гильмуллина Дина Кимовна,

Фархутдинова Инсия Маратовна

МАДОУ Детский сад № 50 городского округа

г. Уфа Республики Башкортостан