rainbow

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

 

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

 

                             Проект «Огород на окне. Томаты, перцы, цветы»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: апрель-сентябрь 2016 г.

Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно–развивающей среды, интернет–ресурсы.

Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:

1. Воспитывать в детях любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

2. Формировать у детей трудовые навыки по уходу за растениями, выполнять посильную для них работу.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей.

5. Учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.

6. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

7. Познакомить детей с правилами выполнения инструкций по уходу за растениями.

8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Гипотеза проекта: растения, предназначенные для высадки в грунт, в помещении растут медленнее.

Работа с родителями:

1. Сделать подборку стихов, загадок про овощи.

2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3. Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

Ожидаемые результаты:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и в грунте.

                                              

Этапы проекта:

1 ЭТАП – подготовительный.

Определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

Разбить огород на окне. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подбор художественной  литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

 

2 ЭТАП – основной.

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, составление дневника наблюдений)

Дети наблюдают за ростом растений. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксируют в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы. Рассматриваются семена (томатов, перца, цветов), посадка семян и рассады.  Высадка растений в грунт на участок детского сада. Наблюдение за ростом  рассады в группе на окне и участке детского сада. Фиксирование результата в дневнике наблюдений.

 

3 ЭТАП - заключительный.

         Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе реализации проекта. Организовать стенд для родителей по работе данного проекта. Оформить  выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представят родителям свои рисунки, подготовить рассказ о том, как они вырастили томаты, перец, цветы рассаду, на своем окне в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее дети представляют домашнее задание – сказку об овощах с иллюстрациями к ней.

Выступление с докладом на собрании научного совета.

 

 

Литература:

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

4. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

 

Авторы: Карнаухова Марина Павловна,

Кулешова Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 90 о. в.»

г. Магнитогорска Челябинской области