rainbow

Урок обобщения и систематизации знаний по теме:

«Клетка и ее строение»

 

Цель: обобщение знаний по теме «Клетка и ее строение»

 

Задачи:

Образовательная: создать условия для закрепления знаний о строении клетки; осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач; анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ.

Развивающая: способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с товарищами по группе; брать на себя ответственность за работу членов команды.

Воспитательная: содействие формированию мировоззренческой идеи: единства живой природы; развитие познавательного интереса у обучающихся к биологическому знанию; обеспечение формирования креативности, развитие самостоятельности в учебной деятельности, воспитание чувства само- и взаимоуважения в условиях работы в команде.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: урок-игра.

Методы обучения: тестирование, работа в микро группах, интерактивная беседа.

Материально-техническое обеспеченье: компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку, тестовый контроль знаний в электронной оболочке КТСNet301 и PowerPoint.

Учебно-методическое обеспечение занятия: эмблемы с названием команд, карточки с различным количеством АТФ, ручки, листы бумаги для заметок и ответов на тестовые вопросы.

                           

«Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога,

размышляйте и хоть криво, да сами».  (Г. Лессинг)

 

Ход урока

Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.

Наша игра посвящена строению клетки и функциям ее органоидов.

Вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение.

Возьмем, к примеру: дом стоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом –  дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети –  то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь,  попробуй, разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

Сейчас каждый ответит на ряд тестовых вопросов по теме «Эукариотическая клетка» (Тест в оболочке КТСNet301). Каждый правильный ответ один балл. Полученные баллы пополнят копилку вашей команды в предстоящей игре.

 

Предлагается игра «Путешествие по клетке». Группа обучающихся делится на 4 команды: грибы, вирусы, бактерии, водоросли.

 

Ход игры.

У каждой команды изначально есть первоначальный капитал (30 АТФ) и плюс баллы, полученные каждым из вас при выполнении входного контроля. Этот капитал можно оставить и приумножать, а можно купить «мудрость» (учебник). Одна мудрость стоит 15 АТФ. «Стакан воды» (30 АТФ), который предоставляет возможность 1 раз в течение игры уйти от вопроса, или «палочка выручалочка» (30 АТФ), дающая разовую возможность получить подсказку от преподавателя.

 

1 этап

Итак, чтобы совершить путешествие, нужно проникнуть внутрь клетки. Ответьте на вопрос: «Как можно проникнуть в клетку: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков? За правильный ответ получаете 10 АТФ и переходите в следующий этап. За неправильный ответ три блиц вопроса и без АТФ двигаетесь дальше.

Блиц вопросы

1. Фагоцитоз – это пожирание веществ или органоидов. (Да)

2. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы. (Да)

3. Цитоплазматическая мембрана состоит из одного слоя липидов и одного слоя белков. (Нет)

4. Молекула белка образована аминокислотами. (Да)

5. У животной клетки нет прочной клеточной стенки. (Да)

6. Функция клеточной стенки – транспорт веществ. (Нет)

7. При активном транспорте затрачивается энергия. (Да)

 

2 этап

Вы попали в жидкую часть клетки, цитоплазму. Любопытные ионы хлора попали в беду. Они просят у вас помощи. Если вы поможете им, они отдадут вам 15 АТФ и покажут дорогу дальше. Если ответите правильно на вопросы, получите заработанные АТФ и продвинетесь дальше. Если даете неправильный ответ, вас ждут вопросы для «незнаек».

1. Система мембран и каналов, пронизывающих цитоплазму клеток. (Эндоплазматическая сеть)

2. Самые маленькие по размеру клеточные органеллы, состоящие из двух субчастиц малой и большой. (Рибосомы)

3. Одномембранные сферические пузырьки, заполненные гидролитическим ферментом. (Лизосомы)

4. Органоид клеточного ядра, являющийся носителем генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. (Хромосомы)

Вопросы для «незнаек».

1. К прокариотам относятся (бактерии, грибы, растения, животные).

2. Образования белка не происходит (в митохондриях, в пластидах, в ядре, в рибосомах).

3. Клеточная стенка грибов состоит (из муреина, из хитина, из целлюлозы, из крахмала).

 

3 этап

Вы попали в вакуоль, чтобы выбраться из нее вам необходимо знать функции органоидов клетки. За правильный ответ - +15 АТФ, за неправильный - -15 АТФ.

1. Основная функция этого органоида – это деление, при котором образуются новые клетки, регулировка всех процессов белкового синтеза, обмена веществ, энергии. (Ядро)

2. Эти органоиды превращают энергию солнечного света в энергию макро энергетических связей АТФ и синтезируют углеводы за счет этой энергии из углекислого газа воздуха. (Пластиды-хлоропласты)

3. Функция этих органоидов направленное движение веществ в цитоплазме клетки (Эндоплазматическая сеть)

4. Основная функция этих органоидов переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку. (Лизосомы)

 

4 этап

Вы практически у самого сердца клетки, ядра. Вам необходимо разгадать загадки. Правильный ответ - +30 АТФ, неправильный - -30 АТФ.

1. По каналам и канальцам
Грузы в клетке я вожу
Доставляю точно в срок
Вещества, кислород и воду
Органоидам в угоду.  (Э.П.С.)

2. Я за стройку отвечаю,
Белок в клетку поставляю,
Произвожу его сама,
Хоть мала, совсем мала. (Рибосома)

3. В клетке всех объединяю,
Саму клетку охраняю,
Защищаю, берегу,
Строго за врагом слежу,
Влагу сберегаю,
Жизнь всем сохраняю. (Мембрана)

4. Роль я важную играю,
За порядок отвечаю,
Хлам я всякий упакую,
Выполняю роль другую.
Забиваю свой же склад
Всем, чем надо, всем подряд. (Аппарат Гольджи)

 

5 этап

В завершение путешествия вам предлагается приумножить свой капитал и выйти из клетки. Тест из 5 вопросов в электронной оболочке PowerPoint. За каждый правильный ответ 5 АТФ, за каждый неправильный - -5 АТФ.

Теперь подведем итог, команда с большим капиталом является победителем и получает «отлично». Все другие команды также плодотворно потрудились и заслуживают отметки «хорошо».

Задание на дом: Подготовить эссе: «Почему в моей будущей профессии необходимо знать строение клетки?» 

 

Приложение

 

Автор: Мироненко Галина Васильевна

ГПОУ «Прокопьевский аграрный колледж»

п. Школьный Прокопьевского района

Кемеровской области