rainbow

Методическая разработка по теме:

«Дом, в котором мы живем»


Вид деятельности: непрерывно образовательная деятельность.

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить представление о разнообразных жилищах и домах;

- уточнить, расширить и активизировать по данной теме словарь детей; уточнить город, в котором живут дети;

- совершенствовать словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал;

- закрепить знания о задаче и ее решении, упражнять в составлении задач, учить формулировать арифметические действия;

- закрепить навык счета в пределах 10, правильно согласовывать имена существительные с числительными;

- закрепить понятия больше, меньше, равно.

Коррекционно-развивающие задачи:

- закрепить умение детей согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

- развивать диалогическую речь;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

- совершенствовать слоговую структуру сложных слов по данной теме.

Воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.

 

Словарная работа: обогащение словаря: хижина, юрта, иглу, чум, вигвам, терем; активизация словаря: многоэтажный, одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и т.д.

 

Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

В разных странах и в раз­ные времена люди строили непохожие друг на друга жилища (слайд 2):

Хижина — жилище некоторых племён в Африке;

Юрта — похожа на палатку, её можно складывать и перевозить с места на место. Некоторые племена в Монголии сейчас живут в юртах, как и много лет назад;

Иглу — их строят эскимосы, живущие в Арктике, из снежных и ледя­ных блоков. У них нет других материалов для строительства;

Чум — жилище людей, которые пасут оленьи стада. Делают его из жердей и обтягивают оленьими шкурами. Чум, как и юрту, можно складывать и перевозить с места на место. Это очень удобно, ведь оле­ням необходимы новые пастбища, поэтому пастухи всё время кочуют вместе со своими жилищами;

Вигвам — дом североамериканских индейцев. Вигвамы строились из жердей (палок) и обтягивались шкурами бизонов;

Терем — высокий, богатый деревянный дом с покатой крышей. Его строили в Древней Руси.

 

2. Основная часть.

Игра  «Больше, меньше, равно» (слайд 3, 4, 5)

Цель: закрепить понятия больше, меньше, равно.

 

Игра «Какой, какая, какие?» (слайд 6)

Из каких материалов строят современные дома?

Например: «Этот дом построен из кирпичей. Он кирпичный и очень прочный. Этот дом построен из брёвен. Он деревянный».

- Покажи, какой дом построен из кирпичей; из камней; из панелей; из брёвен.

- Покажи панельный дом; бревенчатый дом; каменный дом; кирпичный дом.

  • Дом из кирпича —
  • Дом из блоков —
  • Дом из панелей —
  • Ворота из железа —
  • Ворота из дуба —
  • Шалаш из соломы —

В каком доме живёт каждый из героев и из чего построен этот дом. Например: «Маша живёт в панельном доме. Он по­строен из панелей».

«Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом? В каком доме ты хотел бы жить и почему? »

 

Игра «Сосчитай этажи»

Цель: Закрепить знания о том, что если в доме один этаж, то его называют одноэтажным, два этажа — двухэтажным, три этажа — трёхэтажным, больше трёх этажей — многоэтажным.

Сколько этажей в твоём доме? На каком этаже ты жи­вёшь? Назовите город, в котором вы  живёте?

 

Физкультминутка.

Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,

Руки на поясе. Широко разводят руки в стороны.

Только в Челябинске солнышка вдоволь, Солнышка вдоволь и снег – про запас.

Широко разводят руки над головой.

Руки перед собой. Кисти то правой то левой, (вверх или вниз)

Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.

Маршируют   по   кругу   друг  за   другом.

Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.

Идут, по кругу взявшись за руки.

 

(А. Горская)

 

Игра «Продолжи ряд» (один одноэтажный дом, два двухэтажных дома…… (слайд 7, 8, 9, 10)

 

Игра «Составь задачу»

Рас­смотрите слайд. Сколько домов пятиэтажных в городе? Сколько трехэтажных домов в городе? Придумайте задачу (слайд 11).

Аналогично составляется следующая задача (слайд 12).

Составить задачи по индивидуальным картинкам.

 

3. Подведение итогов.

 

Литература:

1. Косинова Е.М. Развитие речи – М.: БИБЛИОТЕКА И. Резника, ОЛМА – ПРЕСС, 2002г.

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей дет. Сад – М.: Просвещение, 1984г.

3. Сайт http://zanimatika.narod.ru/RF11_Chelyabinsk.htm

4. Сайт http://yandex.ru/ картинки

 

Приложение

 

Автор: Зверева Наталья Анатольевна

учитель-логопедвысшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 73» г. Челябинска