Методическая разработка занятия по теме:
«Путешествие в страну геометрических фигур»
Аннотация
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта второго года обучения, направлен на реализацию образовательной области «Познавательное развитие».
Конспект разработан с учетом специфических для детей данной возрастной группы форм деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей, воображения, формирование первичных представлений о форме и цвете.
Данная непосредственно образовательная деятельность организована в режиме интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетические развитие».
Методы, использованные на занятии, соответствуют возрасту и особенностям развития детей:
- игровые: мотивация, погружение в игровую ситуацию, динамическая пауза;
- словесные: объяснение, пояснение, проблемные вопросы, поощрение;
- наглядные: показ образца, показ способа действий, демонстрация презентации.
Предложенная форма проведения занятия создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с педагогом, а успешное сочетание разных видов деятельности позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всего занятия.
Использование нетрадиционных педагогических технологий дает больший воспитательный и образовательный эффект.
Элементы песочной игротерапии способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятия, памяти, воображения, мелкой моторики рук. Через успокаивающее действие песка дети получают позитивную энергию и положительные эмоции.
Использован психологический прием в песочном рисовании - рисование не ради «результата», т.к. рисунок недолговечен, сиюминутен. Это не переносит ценность с процесса на результат. Как следствие, ребенок не теряет интерес, если у него что-то не получилось.
Сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов открывает возможности для развития каждого ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий.
Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур».
Цель: совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры.
Программное содержание:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать мышление, внимание, память, речь, воображение, творческие способности, инициативность;
- снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Образовательные задачи:
- уточнить представления об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), учить различать их по цвету, размеру.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Предварительная работа:
Формирование представлений об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий).
Оборудование:
- макеты аквариумов из фетра в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- мольберт;
- рыбки из фетра по количеству детей разного цвета и формы, индивидуальные тарелочки;
- блоки Дьенеша, карты-схемы по количеству детей с изображением предметов (собачка, человечек, мишка, корабль, трактор, грузовик);
- кинетический песок, формочки, подносы на каждого ребенка.
Аппаратное обеспечение:
Магнитофон, мультимедийное оборудование, ноутбук, световой стол для рисования песком.
Словарная работа:
Активизация словаря - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, синий, желтый, зеленый, геометрические фигуры.
Содержание образовательной деятельности
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня и хочу поближе с вами познакомиться.
Игра – приветствие «Цветное настроение», проводится с целью знакомства педагога с детьми и отслеживания эмоционального состояния, настроения детей.
Педагог: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по волшебной стране геометрических фигур. Как вы думаете, что необычного в этой стране (дома похожи на геометрические фигуры). На какие?
Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной стране, и помогут нам в этом жители страны – веселые человечки. И первым нас встречает желтый человечек, он приготовил для нас задание.
2. Основная часть
Желтый человечек: Ребята я менял воду в аквариумах и перепутал рыбок. Помогите мне расселить их по своим аквариумам.
Педагог: Чтобы помочь веселому человечку, необходимо посмотреть, на какую фигуру похожи рыбки (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Ребята, как вы думаете, в каком аквариуме должны жить рыбки треугольной формы (треугольном), круглой формы (круглом), прямоугольной формы (прямоугольном), квадратной формы (квадратном). Приступаем к выполнению задания.
Дети самостоятельно размещают рыб в аквариумы, соотнося форму аквариума и рыб.
Педагог: Ребята вы успешно справились с заданием и помогли желтому человечку. И мы продолжаем наше путешествие по стране геометрических фигур. А нас уже встречает другой человечек. Какого он цвета? (красный)
Красный человечек: Ребята я для вас приготовил карточки с изображением различных предметов из геометрических фигур. Ваша задача выложить нарисованные предметы используя геометрические блоки.
Дети выполняют задание за столами, работают с блоками Дьёнеша и картами-схемами. Педагог проводит индивидуальную работу с каждым ребенком – закрепляет знания о геометрических фигурах и цвете.
Педагог: Вы очень хорошо справились с этим заданием. И мы отправляемся дальше, в стране геометрических фигур нас уже встречает третий человечек. Какого он цвета? (синий)
Синий человечек: Ребята я очень люблю рисовать и приготовил для вас игру «Волшебные превращения».
Педагог: Скажите, чем можно рисовать? (карандашом, кисточкой…), а мы будем рисовать пальчиком на песке. Для этого нам понадобится песочный стол.
1. Нарисуйте круг и превратите его в солнышко.
2. Нарисуйте квадрат. Что нужно дорисовать, чтобы получился домик.
3. Нарисуйте треугольник и превратите его в елочку.
4. Нарисуйте прямоугольник. Что нужно дорисовать, чтобы получился флажок.
Динамическая пауза
Мы в песочек поиграли,
Наши пальчики размяли,
Мы песочек отряхнём,
Наши пальчики потрём!
Педагог: Путешествуем дальше. И нас встречает четвертый человечек, какого он цвета?
Зеленый человечек: Ребята, вы, наверное, устали, я предлагаю вам немного поиграть.
Педагог: Что же нам приготовил зеленый человечек (работа с кинетическим песком):
1. Потрогайте песок, какой он? (мокрый, мягкий, пушистый, пластичный, теплый)
2. Разровняйте песок, возьмите формочки, приложите их на песок и посмотрите, какие отпечатки они оставили (геометрические фигуры).
3. Возьмите немного песка в руки и попробуйте слепить шар большой и маленький.
3. Подведение итогов
Педагог: Мы сегодня побывали в стране геометрических фигур и выполняли задания веселых человечков. Какое задание было самым интересным, какое самым сложным?
Автор: Кожевникова Анна Васильевна
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 73» г. Челябинска
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)