rainbow

Методическая разработка занятия по теме:

«Путешествие в страну геометрических фигур»

Аннотация

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта второго года обучения, направлен на реализацию образовательной области «Познавательное развитие».

Конспект разработан с учетом специфических для детей данной возрастной группы форм деятельности: познавательная, игровая, исследовательская.  

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей, воображения, формирование первичных представлений о форме и цвете.

Данная непосредственно образовательная деятельность организована в режиме интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетические развитие».

Методы, использованные на занятии, соответствуют возрасту и особенностям развития детей:

- игровые: мотивация, погружение в игровую ситуацию, динамическая пауза;

- словесные: объяснение, пояснение, проблемные вопросы, поощрение;

- наглядные: показ образца, показ способа действий, демонстрация презентации.

Предложенная форма проведения занятия создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с педагогом, а успешное сочетание разных видов деятельности позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всего занятия.

Использование нетрадиционных педагогических технологий дает больший воспитательный и образовательный эффект.

Элементы песочной игротерапии способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятия, памяти, воображения, мелкой моторики рук. Через успокаивающее действие песка дети получают позитивную энергию и положительные эмоции.

Использован психологический прием в песочном рисовании - рисование не ради «результата», т.к. рисунок недолговечен, сиюминутен. Это не переносит ценность с процесса на результат. Как следствие, ребенок не теряет интерес, если у него что-то не получилось.

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов открывает возможности для развития каждого ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий.

Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур».

Цель: совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры.

Программное содержание:

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать мышление, внимание, память, речь, воображение, творческие способности, инициативность;

- снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Образовательные задачи:

- уточнить представления об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), учить различать их по цвету, размеру.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.

Предварительная работа:

Формирование представлений об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование:

- макеты аквариумов из фетра в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- мольберт;

- рыбки из фетра по количеству детей разного цвета и формы, индивидуальные тарелочки;

- блоки Дьенеша, карты-схемы по количеству детей с изображением предметов (собачка, человечек, мишка, корабль, трактор, грузовик);

- кинетический песок, формочки, подносы на каждого ребенка.

Аппаратное обеспечение:

Магнитофон, мультимедийное оборудование, ноутбук, световой стол для рисования песком.

Словарная работа:

Активизация словаря - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, синий, желтый, зеленый, геометрические фигуры.

 

Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня и хочу поближе с вами познакомиться.

Игра – приветствие «Цветное настроение», проводится с целью знакомства педагога с детьми и  отслеживания эмоционального состояния, настроения детей.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по волшебной стране геометрических фигур. Как вы думаете, что необычного в этой стране (дома похожи на геометрические фигуры). На какие?

Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной стране, и помогут нам в этом жители страны – веселые человечки. И первым нас встречает желтый человечек, он приготовил для нас задание.

2. Основная часть

Желтый человечек: Ребята я менял воду в аквариумах и перепутал рыбок. Помогите мне расселить их по своим аквариумам.

Педагог: Чтобы помочь веселому человечку, необходимо посмотреть, на какую фигуру похожи рыбки (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Ребята, как вы думаете, в каком аквариуме должны жить рыбки треугольной формы (треугольном), круглой формы (круглом), прямоугольной формы (прямоугольном), квадратной формы (квадратном). Приступаем к выполнению задания.

Дети самостоятельно размещают рыб в аквариумы, соотнося форму аквариума и рыб.

Педагог: Ребята вы успешно справились с заданием и помогли желтому человечку. И мы продолжаем наше путешествие по стране геометрических фигур. А нас уже встречает другой человечек. Какого он цвета? (красный)

Красный человечек: Ребята я для вас приготовил карточки с изображением различных предметов из геометрических фигур. Ваша задача выложить нарисованные предметы используя геометрические блоки.

Дети выполняют задание за столами, работают с блоками Дьёнеша и картами-схемами. Педагог проводит индивидуальную работу с каждым ребенком – закрепляет знания о геометрических фигурах и цвете.

Педагог: Вы очень хорошо справились с этим заданием. И мы отправляемся дальше, в стране геометрических фигур нас уже встречает третий человечек. Какого он цвета? (синий)

Синий человечек: Ребята я  очень люблю рисовать и приготовил для вас игру «Волшебные превращения».

Педагог: Скажите, чем можно рисовать? (карандашом, кисточкой…), а мы будем рисовать пальчиком на песке. Для этого нам понадобится песочный стол.

1. Нарисуйте круг и превратите его в солнышко.

2. Нарисуйте квадрат. Что нужно дорисовать, чтобы получился домик.

3. Нарисуйте треугольник и превратите его в елочку.

4. Нарисуйте прямоугольник. Что нужно дорисовать, чтобы получился флажок.

Динамическая пауза

Мы в песочек поиграли,

Наши пальчики размяли,

Мы песочек отряхнём,

Наши пальчики потрём!

Педагог: Путешествуем дальше. И нас встречает четвертый человечек, какого он цвета?

Зеленый человечек: Ребята, вы, наверное, устали, я предлагаю вам немного поиграть.

Педагог: Что же нам приготовил зеленый человечек (работа с кинетическим песком):

1. Потрогайте песок, какой он? (мокрый, мягкий, пушистый, пластичный, теплый)

2. Разровняйте песок, возьмите формочки, приложите их на песок и посмотрите, какие отпечатки они оставили (геометрические фигуры).

3. Возьмите немного песка в руки и попробуйте слепить шар большой и маленький.

3. Подведение итогов

Педагог: Мы сегодня побывали в стране геометрических фигур и выполняли задания веселых человечков. Какое задание было самым интересным, какое самым сложным?

 

Автор: Кожевникова Анна Васильевна

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 73» г. Челябинска