rainbow

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

для детей  с ТНР старшей группы на тему «Животные жарких стран»

 

Цель:  закрепление и расширение  представлений детей  о животных жарких стран и их особенностях. Закрепление пространственных представлений детей.

 

Задачи:

1. Формировать умение образовывать  притяжательные прилагательные, сложные прилагательные от существительных, упражнять в подборе  прилагательных. Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

2. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».

3. Закреплять умение считать в пределах 10.

4. Закреплять знание порядковых и количественных числительных и умение употреблять их в речи.

5. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, определять местонахождение предметов. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (фланелеграфе).

6. Закреплять умение сравнивать количество предметов, получать равенство из неравенства и наоборот, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего один предмет.

7. Закреплять представления о равенстве: закреплять умение определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.

8. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, сенсорного восприятия, пространственной ориентации.

9. Закрепление навыка порядкового счета.

10. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

 

Оборудование:

  • Фигурки животных жарких стран.
  • Раздаточный материал: геометрические фигуры на каждого ребенка (по 5 квадратов, кругов и треугольников).
  • Карточки с цифрами.
  • Фланелеграфы.
  • Доска, компьютер, проектор.

 

Ход занятия

По звонку колокольчика все дети подбегают к воспитателю.

- Ребятки, у нас на занятии гости, дружно скажем: «Здравствуйте!». Сегодня мы с вами покажем  гостям, чему мы научились за три месяца.

- Закрываем глаза, берем фигуру и пробуем догадаться, что это за животное. (Дети по очереди подходят, вынимают игрушку, говорят, кто это: «Это жираф» и т.д.)

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных жарких стран)

- Да, сегодня вспомним, с какими животными жарких стран мы уже познакомились, увидим на экране проектора новых животных. Поработаем со счетным материалом: будем считать и сравнивать. А так же потренируемся ориентироваться в пространстве.

- Есть ли среди наших животных хищники? Травоядные? Те дети, у которых травоядные животные пусть встанут слева от меня, а те, у кого  хищники справа.

- Кого же у нас больше? Посчитаем сначала хищников.

- Кто первый? Кто второй? (Дети отвечают предложением: первый лев, второй слон и т.д.)

- Сколько получилось зверей?

- Теперь травоядные. (Аналогично считаем порядковыми числительными)

- Кого больше: травоядных или хищников? На сколько? Отлично, перед тем как сесть на стульчик, нужно ответить на вопрос.

- У кого детеныш слоненок?

Ответ ребенка: У слона детеныш слоненок.

- У кого детеныш крокодильчик?

- У кого детеныш бегемотик?

- У кого детеныш носорожик?

- У кого детеныш жеребенок?

- У кого детеныш львенок?

(Дети садятся после ответа, фигурки ставят на столы)

- Поставьте фигурки на край стола, пусть они послушают, как вы мои загадки отгадаете и вместе посчитаете.

Принесла слону обезьяна, два банана,

Вот обрадовала подарком великана.

Был один банан у него – посмотрите,

Теперь сколько стало всего – подскажите! (3)

- Положите в центре фланелеграфа столько кружочков, сколько принесла обезьяна. А теперь добавьте столько, сколько было у слона. Сколько всего стало кружочков? (3)

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда солнцу улыбаются

И со старым добрым львом весело качаются. (3)

- Сколько было леопардов? Выложите над кругами столько же квадратов сколько леопардов. А сколько львов? Добавьте столько же квадратов. Сколько зверей катались на качелях? (3)

Слон, слониха и слоненок

Шли толпой на водопой.

А навстречу им тигренок с водопоя шел домой.

Сосчитайте поскорей, сколько встретилось зверей. (4)

- Выложите под кругами столько треугольников, сколько было слонов. А сколько тигрят?  Добавьте столько же треугольников. Сколько всего зверей встретились? (4)

- Теперь внимательно посмотрим на фигуры.

 - Что вы скажете о количестве квадратов и кругов? (Поровну, по 3)

- А каких фигур больше? (Треугольников)

- На сколько? (1)

- Молодцы! Встаем, немного отдохнем!

Физминутка

Рано утром на полянке             (Руки с растопыренными пальцами к ушам.

Так резвятся обезьянки:           Наклоны в стороны.

Левой ножкой: топ, топ!          Топаем ногами по очереди.

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!        Поднимаем руки вверх, тянемся, встаем на

Кто поднимет выше всех?         носочки.

Руки вниз, вниз, вниз.              Плавно опускаем руки вниз, наклоняемся.

Низко-низко наклонись.

А теперь на четвереньках        Прыжки в присядку.

Мы поскачем хорошенько.

А потом мы отдохнем,             Медленно встаем, ладони складываем под

Посидим и спать пойдем!         щеку)

- (Дети стоят) Отдохнули немножко? Поиграем с цифрами в игру «Сколько?». Я показываю карточку с цифрой, а вы называете число и свое животное.

Воспитатель показывает карточку и спрашивает:

- Сколько львов?

-  Пять львов.

И т.д.

- Наши звери решили поиграть с нами в игру «Чьё это?». Я буду показывать вам животного, но не целиком, а только часть. А вы должны назвать, чья это часть тела. (Воспитатель показывает слайды с частью тела животного, дети называют, чья часть тела)

- Чей это панцирь?

- Это черепаший панцирь.

- Чей это рог?

- Это носорожий рог.

- Чья это голова?

- Это львиная голова.

- Чья это морда?

- Это обезьянья морда.

- Чья это лапа?

- Это тигриная лапа

- Чей это хвост?

- Это леопардовый хвост.

- Чья это голова?

- Это жирафья голова.

- Чей это хвост?

- Это крокодилий хвост.

- Чей это хобот?

- Это слоновий хобот.

- Чьи это ноги?

- Это страусиные ноги.

- Чей это горб?

- Это верблюжий горб.

- Здорово! Всех животных отгадали! Придется вам посложнее задание дать. Справитесь?

- Посмотрите, какие разные звери у нас в гостях.

- Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса длинные ноги, значит он какой? (длинноногий)

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая)

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

- Ну, просто знатоки! Тогда еще усложняю! Готовы к суперсложному заданию?

- Предлагаю познакомиться с некоторыми животными, которые тоже живут в жарких странах. Но мы о них сегодня не вспоминали.

Слайд.

- Это кто? Сколько здесь антилоп? (5)

Выложите в правом верхнем углу фланелеграфа на один круг меньше, чем антилоп на картинке. (4)

Слайд.

- Это кто? Буйвол и верблюд. Сколько животных на слайде? (2)

Выложите в правом нижнем углу фланелеграфа на один квадрат больше, чем животных на слайде. (3)

Сравните количество кругов и квадратов.

Слайд.

- Кто это? Бородавочник и обезьяна. Выложите в левом нижнем углу столько же треугольников, сколько животных на картинке. (2)

Сравните количество фигур на столе. Каких фигур больше всего?  На сколько? Каких меньше? На сколько? Убрали фигурки.

Слайд.

- А это кто? Муравьед и зебра. Выложите в центр кругов на два больше, чем животных. (4)

Слайд.

- Кто это? Гепард, бегемот, кенгуру. Сравните количество кругов на столе и количество животных на слайде.

- Да, и с этим заданием справились. Трудно было? Устали? Сегодня мы все отлично потрудились. О ком мы говорили на занятии? Наши животные, я думаю, утомились и хотят вернуться в мешочек. Предлагаю вам вернуть их, составив предложение о каждом. (Дети складывают животных, составляя предложение: «Длинноногий страус бежит по саванне») Благодарю вас за то, что вы отлично потрудились.

 

Автор: Мотова Светлана Сергеевна

МБДОУ № 73  г. Челябинска