Взаимодействие ДОУ и родителей
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития личности ребёнка просто необходимо их взаимодействие.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и образовании ребёнка.
Как же правильно организовать совместную деятельность детского сада и семьи, грамотно выстроить работу с родителями воспитанников, сделать её эффективной, подобрать более интересные формы взаимодействия?
Важно, чтобы воспитатели и родители стали открытыми друг другу, доброжелательными, совместно стремились помочь ребёнку раскрыть его способности и возможности, активно принимали участие в мероприятиях ДОУ, группы, праздниках, досугах, конкурсах, проектах, становились непосредственными участниками образовательной деятельности в детском учреждении.
Каким же образом выстроить свою работу с родителями, чтобы добиться желаемых результатов по взаимодействию с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО?
1. Обязательно надо учитывать социальный статус и микроклимат семьи.
В нашем детском саду в каждой группе заведены карты «Обследование жилищных условий семьи». Педагоги отслеживают воспитание и развитие детей входящих в группу «социального риска», проводят беседы с родителями.
Ежедневно, при приёме детей в детский сад воспитатели обращают внимание на физическое и психологическое состояние детей, наблюдают за межличностными отношениями между членами семьи.
2. Проводится анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных способностей, увлечений ребёнка, особенностей в поведении, черт характера, предпочтений, привычек, здоровье ребёнка, традиций, принятых в семье, образование родителей, стили общения с ребёнком в семье, желание родителей участвовать в жизни ДОУ, уровень удовлетворённости родителями образовательного процесса в детском саду.
3. На родительских собраниях родителей знакомят с годовым планом ДОУ, ежемесячными мероприятиями. Родителям предлагается участие в данных мероприятиях:
- проектной деятельности («Ожившие странички истории», «Сказки Чуковского», «Военная часть», «Самодеятельная игра»);
- праздниках (в роли сказочных героев, участие в подвижных и хороводных играх);
- театрализованных постановках;
- спортивных досугах;
- проведении НОД;
- проведении мастер – классов;
- акциях («Посади дерево», «Помоги птицам зимой», «Салют Победы», «Спасём дуб»);
- спартакиадах («Олимпийские надежды», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортландия»);
- Днях здоровья;
- «День открытых дверей» (ежегодно в октябре месяце);
- «День матери» (ежегодно в ноябре месяце);
- экскурсиях (библиотека, ФОК, краеведческий музей, школа, военная часть);
- пеших прогулках (в лес с чаепитием, катанием с горы на санках, народными играми, играми - забавами);
- чаепитии (праздники «Масленица», 8 Марта, 23 Февраля);
- конкурсах («Мир поделок», «Книжки – малышки», «Самая спортивная семья», «Домашние любимцы», «И помнит мир спасённый», «Литературная гостиная»);
- в составлении «Афиша выходного дня»;
- благоустройстве территории в ДОУ, групп, участков;
- художественном оформлении зала, изготовлении декораций, атрибутов;
- создании мультимедийной картотеки, подборе аудиозаписей, видеофильмов, игр.
Информация о мероприятиях, проводимых в ДОУ, ежемесячно вывешивается в родительских уголках для повторного ознакомления.
4. Индивидуальная работа с родителями.
Здесь проводятся консультации по вопросам воспитания и развития ребёнка, деловые и психологические игры, а также опросы, беседы, разбор педагогических ситуаций.
5. Родительские собрания:
- круглый стол (по любой теме);
- деловые и личностно - ориентированные игры;
- открытые просмотры НОД;
- мастер – классы;
- просветительское чтение, с использованием ИКТ, презентаций;
- тренинги (на развитие коммуникативных качеств, межличностных отношений);
- родительские вечера (совместно с детьми);
- «Мозговой штурм» (обсуждение насущных вопросов, поиск путей решения, стимулирование творческой активности).
6. «Просвещение родителей» через родительский уголок.
В родительском уголке вывешивается актуальная информация по разным видам деятельности ребёнка, областям развития, формированию основ безопасного поведения в саду и дома, привитию детям гражданственности, моральных и культурных ценностей, подготовке к школьному обучению, даются рекомендации по личностно – ориентированному подходу к ребёнку, развитии способностей, творчества, самостоятельности, активности в процессе воспитания и обучения, знакомят с новинками педагогической литературы, новыми технологиями, указываются информационные сайты для участия с детьми в конкурсах, олимпиадах, подборки безопасных компьютерных обучающих игр, рекомендации и советы по ведению ЗОЖ, проведению закаливающих процедур с детьми, профилактике простудных заболеваний, предупреждению терроризма.
7. Сайт ДОУ
Расширение информационной открытости учреждения, формирование объективного отношения к деятельности ДОУ, выявление инновационных форм социального партнёрства, знакомство родителей с методической копилкой, мероприятиями, проводимых в ДОУ, фотогалерея детей, детских работ в разных видах деятельности, вывешиваются благодарности для родителей, принимавших участие в деятельности детского сада.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, даёт положительные результаты. Внедрение новых государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи эффективно и плодотворно.
Автор: Пронина Ирина Владимировна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2 «Золотой ключик»»
мкр. Климовска, г.о. Подольска
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)