rainbow

Взаимодействие ДОУ и родителей

 

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития личности ребёнка просто необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и образовании ребёнка.

Как же правильно организовать совместную деятельность детского сада и семьи, грамотно выстроить работу с родителями воспитанников, сделать её эффективной, подобрать более интересные формы взаимодействия?

Важно, чтобы воспитатели и родители стали открытыми друг другу, доброжелательными, совместно стремились помочь ребёнку раскрыть его способности и возможности, активно принимали участие в мероприятиях ДОУ, группы, праздниках, досугах, конкурсах, проектах, становились непосредственными участниками образовательной деятельности в детском учреждении.

Каким же образом выстроить свою работу с родителями, чтобы добиться желаемых результатов по взаимодействию с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО?

1. Обязательно надо учитывать  социальный статус и микроклимат семьи.

В нашем детском саду в каждой группе заведены карты «Обследование жилищных условий семьи». Педагоги отслеживают воспитание и развитие  детей входящих в группу «социального риска», проводят беседы с родителями.

Ежедневно, при приёме детей в детский сад воспитатели обращают внимание на физическое и психологическое состояние детей, наблюдают за межличностными отношениями между членами семьи. 

2. Проводится анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных способностей, увлечений ребёнка, особенностей в поведении, черт характера, предпочтений, привычек, здоровье ребёнка, традиций, принятых в семье, образование родителей, стили общения с ребёнком в семье, желание родителей участвовать в жизни ДОУ, уровень удовлетворённости родителями  образовательного процесса в детском саду.

3. На родительских собраниях родителей знакомят с годовым планом ДОУ, ежемесячными мероприятиями. Родителям предлагается участие в данных мероприятиях:

- проектной деятельности («Ожившие странички истории», «Сказки   Чуковского», «Военная часть», «Самодеятельная игра»);

- праздниках (в роли сказочных героев, участие в подвижных и хороводных играх);

- театрализованных постановках;

- спортивных досугах;

- проведении НОД;

- проведении мастер – классов;

- акциях («Посади дерево», «Помоги птицам зимой», «Салют Победы», «Спасём дуб»);

- спартакиадах («Олимпийские надежды», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортландия»);

- Днях здоровья;

- «День открытых дверей» (ежегодно в октябре месяце);

- «День матери» (ежегодно в ноябре месяце);

- экскурсиях (библиотека, ФОК, краеведческий музей, школа, военная часть);

- пеших прогулках (в лес с чаепитием, катанием с горы на санках, народными играми, играми - забавами);

- чаепитии (праздники «Масленица», 8 Марта, 23 Февраля);

- конкурсах («Мир поделок», «Книжки – малышки», «Самая спортивная семья», «Домашние любимцы», «И помнит мир спасённый», «Литературная гостиная»);

- в составлении «Афиша выходного дня»;

- благоустройстве территории в ДОУ, групп, участков;

- художественном оформлении зала, изготовлении декораций, атрибутов;

- создании мультимедийной картотеки, подборе аудиозаписей, видеофильмов, игр.

Информация о мероприятиях, проводимых в ДОУ, ежемесячно вывешивается в родительских уголках для повторного ознакомления.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Здесь проводятся консультации по вопросам воспитания и развития ребёнка, деловые и психологические игры, а также опросы, беседы, разбор педагогических ситуаций.

5. Родительские собрания:

- круглый стол (по любой теме);

- деловые и личностно - ориентированные игры; 

- открытые просмотры НОД;

- мастер – классы;

- просветительское чтение, с использованием ИКТ, презентаций;

- тренинги (на развитие коммуникативных качеств, межличностных отношений);

- родительские вечера (совместно с детьми);

- «Мозговой штурм» (обсуждение насущных вопросов, поиск путей решения, стимулирование творческой активности).

6. «Просвещение родителей» через родительский уголок.

В родительском уголке вывешивается  актуальная информация по разным видам деятельности ребёнка, областям развития, формированию основ безопасного поведения в саду и дома, привитию детям гражданственности, моральных и культурных ценностей, подготовке к школьному обучению, даются рекомендации по личностно – ориентированному подходу к ребёнку, развитии способностей, творчества, самостоятельности, активности  в процессе воспитания и обучения, знакомят с новинками педагогической литературы, новыми технологиями, указываются информационные сайты для участия с детьми в конкурсах, олимпиадах, подборки безопасных компьютерных обучающих игр, рекомендации  и советы по ведению ЗОЖ, проведению закаливающих процедур с детьми, профилактике простудных заболеваний,   предупреждению терроризма. 

7. Сайт ДОУ

Расширение информационной открытости учреждения, формирование объективного отношения к деятельности ДОУ, выявление инновационных форм социального партнёрства, знакомство родителей с методической копилкой, мероприятиями, проводимых в ДОУ, фотогалерея детей, детских работ в разных видах деятельности, вывешиваются  благодарности для родителей,  принимавших участие в деятельности детского сада.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, даёт положительные результаты. Внедрение новых государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи эффективно и плодотворно.

 

Автор: Пронина Ирина Владимировна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2 «Золотой ключик»»

мкр. Климовска, г.о. Подольска