Эффективные приемы работы по преодолению недостатков
произношения у дошкольников
К школьному возрасту речь детей характеризуется правильным, четким произношением всех групп звуков. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, особенно это проявляется в последнее время, у многих детей возрастные нарушения звуков не исчезают, а, наоборот, принимают характер стойкого дефекта. В связи с этим возникает необходимость использования новых эффективных методов коррекции, способствующих успешному формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Четко организованная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всего коррекционного процесса. Все занятия по исправлению звукопроизношения проводятся только индивидуально. Поэтому коррекционная работа требует максимального внимания логопеда и достаточно больших затрат времени. Основная задача заключается в тщательной и всесторонней подготовке ребенка к длительному и кропотливому процессу.
Первый этап работы направлен на:
• создание коррекционно-развивающей среды для формирования у ребенка интереса и потребности в логопедических занятиях;
• развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия;
• проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата;
• развитие движений мимической мускулатуры в играх и специальных упражнениях;
• развитие кинестетической организации движений пальцев рук в процессе систематических тренировок, т.е. овладение комплексом пальчиковой моторики;
• формирование пространственных представлений, практические упражнения на ориентировку в схеме тела.
Второй этап – это работа над преодолением дефекта произношения. Основные задачи этого периода:
а) формирование нормативных артикуляторных укладов, необходимых для постановки определенной группы звуков;
б) формирование кинестетической основы артикуляционных движений в процессе развития речевого праксиса при выполнении последовательно организованных движений;
в) формирование четкого слухового образа коррегируемого звука;
д) развитие навыков пользования исправленным звуком.
Такой подход в работе позволяет создать благоприятные условия для формирования правильных произносительных умений и навыков. Важно отметить, что артикуляционная гимнастика направлена на выработку полноценных движений артикуляторных органов. Тренировать необходимо лишь те движения, которые нарушены и являются основой неправильно произносимых звуков. Для постановки каждого конкретного звука требуются специально подобранные подготовительные упражнения, соответствующие артикуляции данной фонемы, т.е. упражнения, с помощью которых создается модель звука. В своей коррекционной работе мы успешно применяем метод моделирования звука, который позволяет использовать все компенсаторные возможности детского организма: зрительные, слуховые, тактильные и кинестетические ощущения.
Для создания модели звука необходимо:
1. Развитие рече-слухового анализатора:
а) научить ребенка слуховому восприятию звука;
б) научить сохранять в памяти воспринимаемый на слух звук;
в) научить различать и воспринимать отдельные элементы речи;
г) научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять ошибки.
2. Развитие рече-двигательного анализатора:
а) проведение артикуляционной гимнастики;
б) упражнения для развития мимической мускулатуры лица.
3. Развитие дыхательной функции:
а) упражнения на развитие физиологического дыхания;
б) упражнения на развитие речевого дыхания.
4. Развитие ручной моторики:
а) упражнения для пальчиковой гимнастики;
б) упражнения для развития тонких движений пальцев руки.
5. Подготовка к постановке звука:
а) специальные упражнения для губ;
б) специальные упражнения для языка;
6. Постановка звука:
а) создание образа звука (свистит, как ветер; шипит, как змея; рычит, как тигр);
б) закрепление артикуляции в играх и упражнениях;
в) автоматизация звука.
Метод моделирования позволяет работать одновременно над постановкой пары звуков: свистящие и звук «р»; шипящие и звук «р»; свистящие и дефекты озвончения; шипящие и дефекты озвончения; дефекты смягчения и недостатки произношения звука «j».
Определяя порядок работы над неправильным произношением звуков у детей, логопед в первую очередь учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливает в процессе обследования те звуки, которые легче поддаются коррекции, и над которыми он будет работать в первую очередь.
Используемый метод моделирования звука повышает уровень осознания ребенком процесса овладения правильной и четкой артикуляцией. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука. Формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Создаются условия для последующего формирования фонематических функций. Совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Это в свою очередь способствует скорейшей автоматизации звука в самостоятельной речи.
Подготовительные упражнения для создания модели свистящих звуков:
Упражнения для губ:
«Улыбка», «Заборчик», «Песенка», «Лодочка».
Упражнения для языка:
- похлопать по плоскому языку губами: па-па-па;
- покусывать язык зубами: та-та-та;
- прижать слегка язык зубами, произнося звук «И»;
- «Подвесной мостик» - кончик языка упереть в верхние зубы, удержать язык в таком положении.
- «Горбатый мостик» - кончик языка упереть в нижние зубы, удержать язык;
- «Строитель» - рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубы, вернуть в нормальное положение. Выполнить это упражнение несколько раз. Такое чередование помогает снять чрезмерное напряжение.
Упражнения на выработку воздушной струи:
- подуть на широкий язык, лежащий между губами;
- прижать боковые края зубами, дуть на кончик языка, произнося звук «т»;
- сдуть бумажку с нижней губы;
- дуть в пузырек, губы трубочкой;
- выдох из трубочки на бумажку.
Движения выполняются спокойно, без напряжения. Если ребенок осознанно выполняет упражнения, то переходим к созданию модели звука: соединяем упражнения «Мостик», «Заборчик» и «Ветерок». На этом этапе мы не называем, что произносим звук «с». Переносим образ звука из окружающей действительности на органы артикуляции: так свистит чайник, сдувающийся шарик, гудок паровоза, сильный ветер и т.д. Закрепить артикуляцию помогает пальчиковая гимнастика в играх-потешках.
Перенесение созданного образа звука с органов артикуляции на кинестетические движения пальцев рук в игровой форме, помогает закреплению не только артикуляции, но и поддерживает интерес к занятиям, вызывает положительные эмоции, повышает активность ребенка. В дальнейшем это помогает осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
Такой подход помогает прочному закреплению правильного произношения поставленного звука, быстрейшей его автоматизации в самостоятельной речи, а также предусматривает создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей.
Автор: Литвинова Татьяна Васильевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19»
г. Томска Томской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)