rainbow

Эффективные приемы работы по преодолению недостатков

произношения у дошкольников

 

К школьному возрасту речь детей характеризуется правильным, четким произношением всех групп звуков. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, особенно это проявляется в последнее время, у многих детей возрастные нарушения звуков не исчезают, а, наоборот,  принимают характер стойкого дефекта. В связи с этим  возникает необходимость использования новых эффективных методов коррекции, способствующих успешному  формированию  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Четко организованная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всего коррекционного процесса. Все занятия по исправлению звукопроизношения проводятся только индивидуально. Поэтому коррекционная работа требует максимального внимания логопеда и достаточно больших затрат времени. Основная задача заключается в тщательной и всесторонней подготовке ребенка к длительному  и кропотливому  процессу.

Первый этап работы направлен на:

•  создание коррекционно-развивающей среды для формирования у ребенка интереса и потребности  в логопедических занятиях;

•  развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия;

•  проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития  подвижности органов периферического речевого аппарата;

•  развитие движений мимической мускулатуры в играх и специальных упражнениях;

•  развитие кинестетической организации движений пальцев рук в процессе систематических тренировок, т.е. овладение комплексом пальчиковой моторики;

•  формирование пространственных представлений, практические упражнения на ориентировку в схеме тела.

Второй этап  – это работа над преодолением дефекта произношения.  Основные задачи этого периода:

а) формирование нормативных артикуляторных укладов, необходимых для постановки определенной группы звуков;

б) формирование кинестетической основы артикуляционных движений в процессе развития  речевого праксиса при выполнении последовательно организованных движений;

в) формирование четкого слухового образа коррегируемого звука;

д) развитие навыков пользования исправленным звуком.

Такой подход в работе позволяет создать благоприятные условия для формирования правильных произносительных умений и навыков. Важно отметить, что артикуляционная гимнастика направлена на выработку полноценных движений артикуляторных органов. Тренировать необходимо лишь те движения, которые нарушены и являются основой неправильно произносимых звуков. Для постановки каждого конкретного звука требуются специально подобранные подготовительные упражнения, соответствующие артикуляции данной  фонемы, т.е. упражнения, с помощью которых создается модель звука. В своей коррекционной работе мы успешно применяем метод моделирования звука, который позволяет использовать все компенсаторные возможности детского организма: зрительные, слуховые, тактильные и кинестетические ощущения.

Для создания модели звука необходимо:

1. Развитие рече-слухового анализатора:

а) научить ребенка слуховому восприятию звука;

б) научить сохранять в памяти воспринимаемый на слух  звук;

в) научить различать и воспринимать отдельные элементы речи;

г) научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять ошибки.

2. Развитие рече-двигательного анализатора:

а) проведение артикуляционной гимнастики;

б) упражнения для развития мимической мускулатуры лица.

3. Развитие дыхательной функции:

а) упражнения на развитие физиологического дыхания;

б) упражнения на развитие речевого дыхания.

4. Развитие ручной моторики:

а) упражнения для пальчиковой гимнастики;

б) упражнения для развития тонких движений пальцев руки.

5. Подготовка к постановке звука:

а) специальные упражнения для губ;

б) специальные упражнения для языка;

6. Постановка звука:

а) создание образа звука (свистит, как ветер; шипит, как змея; рычит, как тигр);

б) закрепление артикуляции в играх и упражнениях;

в) автоматизация звука.

Метод моделирования позволяет работать одновременно над постановкой пары звуков: свистящие и звук «р»; шипящие и звук «р»; свистящие и дефекты озвончения; шипящие и дефекты озвончения;  дефекты смягчения и недостатки произношения звука  «j».

Определяя порядок работы над неправильным произношением звуков у детей, логопед в первую очередь учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливает в процессе обследования те звуки, которые легче поддаются коррекции, и над которыми он будет работать в первую очередь.

Используемый метод моделирования звука повышает уровень осознания ребенком  процесса овладения правильной и четкой артикуляцией. Внимание детей обращается на основные элементы  артикуляции звука. Формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Создаются условия для последующего формирования фонематических функций. Совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Это в свою очередь способствует скорейшей автоматизации звука в самостоятельной речи.

Подготовительные упражнения для создания модели свистящих звуков:

Упражнения для губ:

«Улыбка», «Заборчик», «Песенка», «Лодочка».

Упражнения для языка:

- похлопать по плоскому языку губами: па-па-па;

- покусывать язык зубами: та-та-та;

- прижать слегка язык зубами, произнося звук «И»;

- «Подвесной мостик» - кончик  языка упереть в верхние зубы, удержать язык в таком положении.

- «Горбатый мостик» -  кончик языка упереть в нижние зубы, удержать язык;

- «Строитель» - рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубы, вернуть в нормальное положение. Выполнить это упражнение несколько раз. Такое чередование  помогает  снять чрезмерное напряжение.

Упражнения на выработку воздушной струи:

- подуть на широкий язык, лежащий между губами;

- прижать боковые края зубами, дуть на кончик языка, произнося звук «т»;

- сдуть бумажку с нижней губы;

- дуть в пузырек, губы трубочкой;

- выдох из трубочки на бумажку.

Движения выполняются спокойно, без напряжения. Если ребенок осознанно выполняет упражнения, то переходим к созданию модели звука: соединяем упражнения «Мостик», «Заборчик» и «Ветерок». На этом этапе мы не называем, что произносим звук «с». Переносим образ звука из окружающей действительности на органы артикуляции: так свистит чайник, сдувающийся шарик, гудок паровоза, сильный ветер и т.д. Закрепить артикуляцию помогает пальчиковая гимнастика в играх-потешках.

Перенесение созданного образа звука с органов артикуляции на кинестетические движения пальцев рук в игровой форме, помогает закреплению не только артикуляции, но и поддерживает интерес к занятиям, вызывает положительные эмоции, повышает активность ребенка. В дальнейшем это помогает осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

Такой подход помогает прочному закреплению правильного произношения поставленного звука, быстрейшей его автоматизации в самостоятельной речи, а также предусматривает создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей.

 

Автор: Литвинова Татьяна Васильевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19»

г. Томска Томской области