rainbow

Организация работы ДОО по детскому туризму

 

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольной  образовательной организации является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

ФГБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих  технологий в образовательной деятельности  и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашей  дошкольной образовательной организации помогли найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы.  Однако мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОО. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОО  с родительской общественностью.

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность  туризма  заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОО включает в себя ряд компонентов:

  • физкультурно-оздоровительный,
  • социально-коммуникативный,
  • эмоционально-психологический,
  • эстетический,
  • познавательный и прикладной,
  • умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.

Одной из форм туристической деятельности являются туристические походы, обеспечивающие комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребенка.

Во-первых, они позволяют повысить режим разнообразной двигательной активности ребенка и тем самым укрепить его здоровье, оказывают оздоровительный эффект,  улучшають физическую подготовленность.

Во-вторых, прогулки-походы, наряду с подвижными играми, спортивными развлечениями, способствуют формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, гуманизм, патриотизм, а также воспитанию эстетического отношения к природе.

Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах,  на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной защиты от различных заболеваний.

Для проведения туристических походов в детском саду имеется хорошая материальная база   (асфальтированная дорожка с изображёнными  на ней препятствиями  («болото», «пеньки» «змейки», «канавки» и т.д.)).  Большая спортивная  площадка  с  необходимым оборудованием («рукоходы», гимнастические стенки с пролетами, разновысотные турники, деревянные стенки для лазания, «барабан», «бревно», «ворота» и т.д.). Малая спортивная площадка (с организованной «туристической  тропой»  (качающееся бревно», «мостик», подъем и спуск с горы, «болото», «паутинка», «параллельные веревки»,  препятствия для прыжков и др.)).

Имеется   необходимый выносной материал  (различные дорожки - гиганты, бревна, модули, стойки  для пролезания и проползания и т.д.), игровые площадки с разными постройками, травяное и песчаное покрытие. Отличительной чертой нашего детского сада  является необычный ландшафт, в котором присутствует не только равнинная территория, но и возвышенности, что позволяет проводить прогулки  в  приравненному  к природному  ландшафту  (холмы, возвышенности).   

Туристические походы  проводятся на территории детского сада с детьми  4 - 7 лет. Во время каждой прогулки решаются определенные задачи, поэтому четко разрабатывается маршрут, перечисляются объекты, с которыми дети будут знакомиться по пути, определяется необходимое снаряжение. До похода воспитатель проводит с детьми беседы:      о туризме; специальных терминах (турист, привал, маршрут, снаряжение и т. д);  правилах поведения во время походов. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника.  Пеньки,  канавки,  бревнышки, ручейки и т.д., а  также природный  материал (шишки, желуди, палки) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса, выполняя разнообразные двигательные действия, малыш проявляет двигательное творчество,  укрепляет мышечную систему. 

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.    

В целях повышения двигательной активности дошкольников  инструктором по физическому воспитанию  изготовлено большое количество нестандартного оборудования.

В зимнее время для проведения пеших туристических походов стало традицией оформлять детские игровые площадки на улице.  Силами родителей и воспитателей сооружаются снежные постройки  для повышения двигательной активности детей и совершенствования основных движений  (бега, ходьбы, лазанья, пролезания, прыжков, метания). Проводятся конкурсы на лучший снежный городок.

Первым, самым простым местом проведения туристических походов можно считать асфальтированную дорожку вокруг детского сада - чудодейственная  ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ.

Асфальтированная дорожка вокруг детского сада служит местом проведения различных эстафет, конкурсов, утренней гимнастики, физкультурных занятий на улице, бега на различные дистанции 10м, 30м, 60м, 90м, 120м 150м, метания мешочков и мячей вдаль, различных прыжков, подвижных игр и физкультурных развлечений, Дней Здоровья и т.д.   На  асфальте  нарисованы красочные разметки:  различные виды классиков (прыжки),  тропинки,  круги, «болото», извилистые дорожки «змейки».

Для развития выносливости детей разработаны варианты использования чудодейственной дорожки здоровья.  

А.  (Вокруг детского сада - 150 М).

Б.   Осенний, весенний и летний периоды:

  • Непрерывный бег вокруг детского сада.

I.  Разминка от 4 до 1- минут.

Цель: последовательно разогреть все мышцы тела.

II. Силовые приседания.

Цель: включить в работу сердце.

III.  Медленный бег.

 

II младшая группа  – 1 мин. + 10 сек. к месяцу.

Средняя группа – 1,5 мин. + 30 сек. к месяцу.

Старшая группа – 2 мин. + 30 сек. к месяцу.

Подготовительная группа – 3 мин. + 30 сек. к месяцу.

Поочередный бег:

-  бег - по прямым  длинным дорожкам, ходьба – на поворотах (начинается с одного круга),

- на одной прямой дорожке – ходьба с заданиями (варьируются), на поворотах – обычная ходьба, по другой прямой – бег. 

например:

По тропинке – ходьба, приставляя пятку к носку, руки в стороны, могут быть прыжки, вправо, влево от тропинки и т.д., по извилистой дорожке пройти по ней (можно спиной вперед,  в полуприсядь и т.д.);  классики – прыжки – ноги вместе, ноги врозь, можно на двух ногах, можно через квадратик и т.д.

  • На двух прямых дорожках – ходьба с заданиями, на поворотах – бег.  На другой прямой дорожке можно пройти по тропинке - разными способами, можно совершить прыжки разными способами,  Задания на кругах: прыжки на двух ногах, можно на одной, через один круг, ходьба змейкой между кругами и т.д.
  • С выносом физкультурного оборудования (стойки для прыжков).

Стойки для  пролезания,  модули для  проползания, дуги, обручи, модули, доски для ходьбы, пеньки и т.д. (варианты см. выше).

  • Самостоятельные и творческие: (ребенок сам решает, где, что и как будет продвигаться  по дорожкам).

В зимний период – катание на лыжах с чередованием с бегом. Катание на санках, на ледянках.

С выносом физкультурного оборудования (стойки для прыжков, дуги, ледянки т.д.).

В.  Применение чудодейственной дорожки здоровья на одной прямой дорожке  (длина прямой дорожки - 80м)

  • С правой стороны дорожки дети выполняют задания, с левой стороны - бегут.
  • С правой и с левой стороны дорожки дети выполняют различные задания.
  • С правой стороны дорожки дети бегут разными способами (с захлёстом, с ускорением, высоко поднимая колени, приставным шагом, с ускорением и т.д.), с левой стороны – ходьба обычная, с восстановлением  дыхания.
  • В зимний период – катание на лыжах с чередованием с бегом.

Выбор физических упражнений на дорожках остается за инструктором, который должен знать «золотые» правила и соблюдать их.

Постепенное усложнение в освоении движений и их выполнении и постепенное распределение нагрузки на мышечный аппарат ребенка: - воздействие на разные группы мышц (не загружать одну и ту же группу мышц).

1   - упражнение для преимущественного воздействия на развитие мышц ног - прыжки, упражнения в равновесии, бег, ходьба.

2   - упражнения для преимущественного воздействия на развитие мышц рук: разнообразные упражнения в метании, ползание с подтягиванием на руках;

3  - упражнения для одновременного воздействия на развитие мышц рук и туловища: лазанье, ползание, перелезание, пролезание.

Смена упражнений:

- после упражнений в ползании - выпрямиться,

- устали руки - дать нагрузку на ноги и туловище,

- после статических упражнений - динамические,  

- мышцы сгибатели – мышцы разгибатели.

Чередование упражнений высокой, средней и низкой степени интенсивности:

Высокая  - бег, прыжки;

Средняя - ползание, лазание, ходьба;

Низкая - метание, упражнения с мячами.

Постепенно увеличивать количество осваиваемых физических упражнений: с количественным ростом осваиваемых двигательных режимов обязательно последовательно должна возрастать и сложность физических упражнений.

Усложнить можно за счет:

-   увеличения продолжительности выполнения упражнений,

-   количества повторений,

-   длины преодолеваемого отрезка,

-   быстроты движений,

-   увеличения силовой нагрузки на мышцы,

- повышения координационной сложности упражнений,  в зависимости от:

-   уровня физического развития детей,

-   двигательной подготовки конкретной возрастной группы,

-    индивидуального развития ребенка,

- уровня постановки физического воспитания,

-   материально-технической базы.

Обучение нескольким основным движениям на одном занятии позволяет увеличить не только количество повторений каждого упражнения, но и чаще обучать детей тому или иному виду движения.

Во время проведения туристических походов обязательно устраивают привалы, где дети не только отдыхают, складывают костры, поют песни, обедают, но и играют в подвижные игры и проводят эстафеты. Для этого в нашем детском саду на асфальтированной дорожке выделены специальные места для проведения эстафет и подвижных игр.

Вторым местом проведения туристических походов является спортивная площадка.

 

1 этап – обучающий.

Дети с младшей группы знакомятся со спортивными снарядами. Это «рукоходы», «змейка», гимнастические стенки с пролетами, разновысотные турники, деревянные стенки для лазания, «барабан», «бревно», «воротики». В начале физ. инструктор берет детей маленькими подгруппами  по 4 человека, дети учатся последовательно проходить полосу препятствий, обучаются правильной технике выполнения на каждом снаряде. Затем проходят полосу препятствий всей группой.

2 этап – закрепляющий. Дети повторяют движения, ранее изученных на спортивных снарядах, друг за другом, соблюдая последовательность выполнения движений.

3 этап – совершенствования и творчества. Дети уже могут самостоятельно пройти весь путь, придумать новые способы прохождения препятствий, выдумать разные элементы движений на снарядах.

4 этап – с выносом физкультурного оборудования. Полоса препятствий становиться более разнообразной, когда появляются новые препятствия из  нестандартного оборудования. Это дорожки-гиганты, лестницы, наклонные доски, мягкие модули, дуги, гимнастические палки и т.д.

Следующим местом проведения  туристических походов является туристическая тропа на малой спортивной площадке.

Туристическую тропу  можно пройти через качающееся бревно, извилистый мостик, подъем в гору с помощью каната. Пробежать по вершине горы, спуститься с горы с помощью канатной веревки. Далее ходьба по ребристой доске, переход по вязкому болоту через пеньки, преодоление каменной стены, прохождение через «паутинку», перепрыгивание через поваленные деревья. Пройти заболоченную местность с помощью «параллельных веревок», подняться в гору с помощью канатной веревки, пробежать по вершине горы, спуститься вниз с помощью каната, пройти по мостику и бревну, вернуться на исходное место.

Когда дети усвоят все условные места прохождения туристических походов, можно переходить к следующим этапам совершенствования туристических навыков.  

Проведение Дней Здоровья. Обязательным условием  дней здоровья  является присутствие   одного   или  несколько персонажей.  Организация дней здоровья проводится в помещении или на улице. При организации дней здоровья в помещении детям предлагается пройти маршрут по карте с выполнением конкретных заданий.  Маршрут  детей проходит через спортивный зал,  медицинский кабинет, музыкальный зал, где их встречают персонажи. Во время проведения дней здоровья на улицу выносится оборудование, из которого выстраивается полоса препятствий. Дети с большим удовольствием совершают прогулку, преодолевая различные препятствия.

Варианты проведения туристических походов: на улице, в помещении.

Туристические походы в физкультурном зале (воспитанники преодолевают препятствия,  учатся помогать друг другу, раскладывать костры и т.д.).

На большой спортивной площадке, где дети знакомятся с туристическим снаряжением, с новыми  туристическими заданиями.

На туристической тропе. Воспитанники проходят путь, приравненный к природным условиям, через болото, горы, мостики и т.д. 

Туристические походы проводятся с обхватом всей территории детского сада. Команды туристов  проходят по контрольным пунктам.

Дети в назначенный день приходят в детский сад с рюкзаками с  легким  завтраком. Разрабатывается карта прохождения маршрута. Дети, изучив карту, преодолевают  препятствия на спортплощадке: пролезают в «воротики» различной высоты и ширины, выполняют  задания на силу рук,  проходя дистанцию на спортивном снаряде «рукоходе», поднимаются  по наклонной лестнице, преодолевая страх. Перепрыгивают через высокие преграды, проходят по натянутому канату, приподнятому от земли, держась руками за верхний канат, поднимаются  и спускаются  с гимнастической стенки, висят  на турнике, выполняют перевороты и т.д. Затем преодолевают  препятствия, расположенные на  асфальтированной дорожке вокруг детского сада: проходят топкие болота, перешагивают  через кочки, идут по тонкому канату, стараясь не упасть, по наклонной доске, пролезают  в разные туннели, перепрыгивают через ручейки, пробегают  различные дистанции, стараясь  не отстать друг от друга и т.д. Дальше туристическая дорога шла на малую спортивную площадку. Там ребят ждали не менее интересные и сложные задания: пролезания,  проползания, кочки, пни, болота и высокий подъем на высокую гору при помощи каната и быстрый спуск. После трудного, но очень увлекательного похода дети отправились отдыхать на свои детские площадки, где устроили привал, пили сок с печеньем, пели знакомые песни, научились делать костры, вспомнили правила поведения в лесу, необходимые вещи туриста и т.д. Очень нравятся детям такие виды туризма как прохождение туристической тропы на время. Вот где наглядно видна поддержка детей друг с другом, спортивный азарт, взаимопомощь.

В зимнее время года туристические походы проводятся на сооружаемых силами родителей  снежных постройках, которые есть на каждой игровой площадке. Дети по карте, преодолевают  препятствия, переходя из одной игровой площадки в другую, пока не пройдут все испытания. Также в нашем детском саду стало традицией проводить 1 июня  спортивный праздник – Парад велосипедистов. Дети вместе с родителями красочно украшают свои велосипеды и самокаты. В течение дня проводится велопоход,  организованное катание на велосипедах и самокатах,  эстафеты и конкурсы.

Организация  туристических походов совместно с родителями:  

Родительское собрание в спортивном зале. Совместно с родителями дети выезжают на спортивную  базу «Динамо»  -  зимний туристический поход.  Организация выходных дней. Участие родителей в городском туристическом  слете. 

Предлагаем  Вашему вниманию Проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками»  из опыта работы  ФГБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида  № 47».

 

Проект «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками»

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками».

2. Автор проекта: Ляшева Наталья Александровна, воспитатель.

3. Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий.

4. Сроки проведения: 1 год.

5. Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели,  инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

6. Возраст детей: 4 - 5 лет.

 

Актуальность

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. На наш взгляд одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Цель: Приобщать дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.

Задачи:

1. Расширить знания  о детском туризме;

2. Использовать элементарные знания о туризме для увеличения двигательной активности детей;

3. Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;

4. Продолжать развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей;

5. Воспитывать в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, доброжелательность;

6. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

7. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

Проект реализуется в 3 этапа.

 

Первый этап – подготовительный. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, изготовление дидактический игр и пособий.

Второй этап - основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов реализации по направлениям проекта: туристические прогулки, спортивные праздники,  беседы, чтение художественной литературы, изготовление дидактических игр. Реализация основного этапа проекта представлена в виде таблицы, в которой указаны формы и сроки проведения мероприятий, и фотоматериалов, отражающие фрагменты проекта.

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта для родителей, выпуск газет для родителей.

В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты:

Расширение знаний детей о туризме, закрепление правил соблюдения безопасности в туристическом походе, сформировать умения необходимые в туристическом походе (что  взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться компасом), знания о представителях растительного и животного мира родного края, создание мини-музея «Туристическое снаряжение», увеличение двигательной активности детей, совершенствование навыка детей добиваться общей цели и радоваться общим достижениям, через налаживание взаимоотношений в коллективе, ориентирование на местности с помощью знаков, бережное отношение к своему здоровью.

Участие родителей в проекте:

- Поход с родителями и детьми  в лес (Спортивный праздник)

- Выпуск газеты « Мы-туристы»

- Создание мини-музея «Туристическое снаряжение»

- Установка палатки на площадке

- Родительское собрание по туризму:  ««Простейшие основы туризма» в средней группе»

- Изготовление макета «Уголок туриста»

- Создание туристической тропы на спортивной площадке

- Поездка в Этнокультурный парк

 

Календарный план мероприятий по проекту:

«Элементарные средства туризма в работе с дошкольниками»

Форма совместной деятельности

Название

Задачи

Дата

Ответственные

Беседа

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов «туризм», «туристы».

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Сентябрь

Воспитатели

Рассматривание альбома

«Туризм и его разновидности»

Познакомить детей с разновидностями туризма (пеший, горный, водный, вело-, мото- и т.д.)

Сентябрь

Воспитатели

Консультация для родителей

«Детский туризм - дело серьёзное»

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Сентябрь

Воспитатели

Беседа, рассматривание схем, карточек

«Правила безопасного

поведения в

лесу»

Закреплять знания детей о

безопасном поведении  в лесу

Октябрь

Воспитатели

Рассматривание предметов туристического снаряжения

Знакомство с рюкзаком

Учить детей пользоваться предметами туристического снаряжения

Октябрь

Воспитатели

Игра

«Что возьмем с собой в поход?»

Учить детей собирать рюкзак, класть в него только то, что понадобится в походе

Октябрь

Воспитатели

Туристический поход в физкультурном зале

«Мы – туристы»

Развивать двигательную активность, ловкость, смелость, выносливость

Октябрь

инструктор по физическому воспитанию,  воспитатели

День Здоровья

«День здоровья с Лесовичком»

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость.

Октябрь

 инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

воспитатели

Подвижные игры, эстафеты

«Кто быстрее?»

«Перетягивание каната»

« Болото»

«Ловкий турист»

Развивать ловкость, быстроту, выносливость

Ноябрь

 воспитатели

Игра

Укладывание костра

Познакомить детей с видами костров (шалаш, колодец, таежный)

Ноябрь

воспитатели

Практическое занятие

Вязка узлов

Познакомить детей как вяжется узел, развитие мелкой моторики пальцев, познакомить с «прямым узлом»

Ноябрь

воспитатели

Игра - исследование

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

Декабрь

воспитатели

Игра-исследование

 

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городе Сыктывкаре, умение ориентироваться по карте города.

Декабрь

воспитатели

Отгадывание загадок о туризме

Загадки

Развивать внимание, память, мышление

Январь

 воспитатели

Литературная гостиная

 

Заучивание пословиц о лесе

Воспитывать бережное отношение к природе

Январь

 воспитатели

Плакат-загадка

«Туристы»

Развитие внимания, логического мышления

Февраль

воспитатели

 

Решение кроссвордов

«Кроссворды для туристят»

Развитие внимания, памяти, мышления

Февраль

воспитатели

 

Мини-музей

Выставка туристического снаряжения

Воспитывать интерес к туристическому снаряжению

Март

 

воспитатели

 

Литературная гостиная

Чтение

Сказка Гаршина В.М. «Лягушка-путешественница»

Воспитывать интерес к художественным произведениям

Март

воспитатели

Консультация для родителей

«Отправляемся в поход»

Познакомить родителей с этапами подготовки к походу

Апрель

воспитатели

Поход в лес

Спортивный праздник

«Мы - туристы»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей.

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков.

Апрель

Инструктор по физическому воспитанию,

Муз. руководитель

воспитатели группы

Выпуск газеты

«Мы - туристы»

Привлечь родителей к совместной деятельности

Апрель

Воспитатели группы,

Родители

Рассматривание карточек с топографическими знаками

Знакомство с топографическими знаками

Познакомить детей с топографическими знаками, их обозначением

Апрель

воспитатели

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

Учить детей составлять топографические знаки

Апрель

воспитатели

Дидактическая игра

«Найди сюрприз»

Учить детей ориентироваться в пространстве

Апрель

воспитатели

Разучивание туристских речёвок, песен.

 

Речёвка  «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со

мной», «Вместе весело шагать»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям, что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Май

воспитатели

Рассматривание туристического снаряжения

Установка палатки

на площадке

Познакомить детей с палаткой

Май

Воспитатели,

Родители

Консультация для родителей

«Как научить

детей любить и беречь природу»

Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Май

воспитатели

Дидактическая игра

«Хорошо-плохо»

Закреплять знания о правилах поведения в природных условиях

Июнь

воспитатели

Родительское собрание

«Туризм»

Просмотр презентации «В здоровом теле - здоровый дух», игры-эстафеты на туристическую тему

Июнь

Воспитатели,

Инструктор по физическому воспитанию

Выпуск газеты

«Папа, мама, я -туристическая семья»

Участие родителей в проектной деятельности

Сентябрь

Воспитатели

 

Творческая мастерская

Изготовление макета

«Уголок туриста»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

 

Сентябрь

Родители

Создание туристической тропы

«Туристическая тропа»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

 

Сентябрь

Инструктор по физическому воспитанию, родители

Туристическая прогулка

«Туристическая тропа»

Познакомить детей с туристической тропой.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков

Сентябрь

Воспитатели,

Родители

День воспитателя

«Физкультура, начинается игра»

Поднять эмоциональный настрой родителей

 и детей

Сентябрь

Инструктор по физическому воспитанию,

Музыкальный руководитель

Поездка в Этнокультурный парк

Туристический поход

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей, родителей.

Продолжать укреплять здоровье, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма,

взаимопонимания.

Способствовать освоению, простейших туристических

умений и навыков.

Октябрь

Инструктор по физическому воспитанию,

Музыкальный руководитель,

Родители

Игры в природе

«Найди игрушку»

Учить детей пользоваться компасом, ориентироваться в пространстве

Октябрь

 воспитатели

Рассматривание растений Республики Коми (грибы, ягоды, птицы, деревья)

«Назови растение»

Закрепить знания детей о растениях родного края

Октябрь

 воспитатели

Игра-путешествие по маршруту

«Мы -туристята»

Учить детей ориентироваться по плану

 

Октябрь

воспитатели

Уборка территории от мусора

«Зеленый десант»

Учить детей беречь природу

Октябрь

Воспитатели

Акция

«Покормим птиц»

Воспитывать бережное отношение к птицам

Ноябрь

 Воспитатели

Просмотр презентаций

«Животный и растительный мир республики Коми»

Выявить уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том, что некоторые виды

занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Ноябрь

Воспитатели

Родители

Дети

 

Планируемые мероприятия:

—  Продолжать знакомить детей с топографическими знаками.

—  Обучение детей вязанию узлов.

—  Туристическая прогулка с родителями и детьми зимой на лыжах.

—   Провести игры для детей на увеличение интенсивности двигательной активности и по ориентированию на местности («Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Смена ведущих», «Замкнутый круг», «Следопыты»)

—  Мини-исследование «Наш детский сад» (нарисовать маршрут от дома до детского сада совместно с родителями)

—  Ориентирование на листе бумаги - учить  детей составлять план.

 

Авторы:  Шкуратова Анна Владимировна

старший воспитатель,

 Лежнина Светлана Владимировна

инструктор по физическому воспитанию,

Ляшева  Наталья  Александровна

воспитатель

ФГБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»

 г. Сыктывкара Республики Коми