rainbow

Волшебный квиллинг

(программа обучения для детей и подростков

с ограниченными возможностями вне занятий)

Обучение ручному труду детей с ограниченными возможностями играет важную роль в коррекционном процессе. Занятия ручным трудом направлены на решение общих и специальных задач обучения. Специальной задачей этих занятий является коррекция недостатков умственной деятельности детей. Коррекционная работа выражается в формировании умений ориентироваться в инструкции педагога, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения корригируются недостатки пространственной ориентировки, речи, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук. Проводится работа по коррекции общей и мелкой моторики руки. Ручной труд используется и для исправления недостатков познавательной деятельности: развитие наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. В процессе выполнения трудовых задач дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Процесс обучения ручному труду должен проходить главным образом индивидуально. Вместе с тем, особенности детей с ограниченными возможностями, различная степень их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг».

«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг (бумагокручение или бумажная филигрань) — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

На английском языке данный вид рукоделия называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо».

Эта техника возникла в Европе на рубеже 14 -15 веков. 


Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

«Волшебный квиллинг» - так называется курс. Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Цель программы:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
  • Обучать различным приемам работы с бумагой;
  • Формировать умения следовать устным инструкциям;
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  •  Развивать пространственное воображение.

Реабилитационные:

  •  Воспитывать интерес к искусству квиллинга;
  •  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы:

Программа «Волшебный квиллинг» рассчитана на 1 год. Ввиду психофизиологических особенностей детей, разного возраста и разного развития, для успешного освоения программы занятия проводятся в индивидуальной форме. Иногда можно задействовать 2 - 3 детей. Продолжительность занятия составляет 25 - 30 мин.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с искусством бумагокручения;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Для занятий этим видом деятельности требуется совсем немного материала:

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм. Или готовые полоски шириной от 3 мм до 10 мм.
  • Инструмент для накручивания полос или деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез).
  • Клей ПВА.
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга

1. Для изготовления элемента полоску вставляем в отверстие инструмента, и плотно наматываем на инструмент или зубочистку.


2. Аккуратно снимаем рулончик с инструмента и раскручиваем на нужный диаметр на линейке с окружностями.


3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.


4. Заготовкам придаем самые различные формы: капля, глаз, листик, стрелочка и т.д.


5. Из получившихся элементов собираем композиции.


 Содержание программы

Открытки к праздникам

На день матери

На 8 марта

     На 23 февраля                         На Новый год

 

Коллективные работы

 

Дети накручивали элементы, придавали нужную форму, помогали склеивать цветы. А педагог собирает все элементы в единую композицию.

В нашем центре организуются выставки, где дети имеют возможность  продемонстрировать свои умения и навыки.


Мы участвовали в конкурсе «Парафест-2015. Весна в Сокольниках». Наши девочки получили дипломы и кубки участников конкурса.


Автор: Шугаева Светлана Николаевна

воспитатель отделения диагностики

и социальной реабилитации

для детей с ограниченными возможностями

ГКУСО МО Солнечногорский СРЦН «Незабудка»

г. Солнечногорска Московской области