rainbow

Организация сюжетно-ролевой игры «Юный исследователь»

в старшем дошкольном возрасте

Окружающий ребенка мир - это удивительная, интересная непознанная страна детства, где все происходит впервые: ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, он узнает свое имя, у него появляются первые друзья. Он узнает, что вода – мокрая, а снег – холодный, что огонь может обжечь и многое другое. В этом возрасте дети начинают задавать тысячи вопросов, ведь не зря этот возраст называют возрастом почемучек. Можно, конечно, на детские вопросы отвечать  формально, но гораздо полезнее помочь ему самостоятельно раскрыть реальную картину мира, используя различные увлекательные опыты. Они дают возможность с помощью интересной деятельности, играя, познать окружающую действительность и понять ее законы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в нашей группе. Воспитателями делается большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Цель экспериментальной деятельности – углубить представления о неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

В нашей группе значительное место занимает экспериментальная деятельность детей по изучению физических свойств предметов окружающего мира.

С ребятами мы занимаемся посадкой овощей, цветов, наблюдением за их ростом. Проводим опыты с водой: вода меняет форму, принимает форму сосуда, смешивание воды, впитывание воды разными материалами. Проводим опыты с воздухом, рассматривание через цветной пластик, рассматривание ракушек, камушек, крупы, коры разных видов деревьев. Проводим опыты с магнитами, рассматривание листочков разных видов растений. Процесс посадки и наблюдения за ростом овощных культур очень понравился нашим ребятам. В результате у нас получился огород на подоконнике по русской народной сказке «Репка», за который мы заняли 1-ое место. Результаты наблюдения заносились в тетрадь.

Осенью мы собирали гербарий, который потом рассматривают ребята, делают аппликации, поделки. В работе нам большую помощь оказывают родители и помогают пополнять и расширять материальную базу нашего уголка.    

Именно эксперимент позволяет дать детям более полную информацию  об  изучаемых явлениях или  объектах,   повысить   наглядность или доступность   материала, сделать процесс обучения наиболее эффектив­ным и, наконец, наиболее полно удов­летворить   естественную   любознатель­ность дошкольников.

Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни.

Познавательно – исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а также придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия.

Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты могут быть не только кратковременные, но и долговременные.

Педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности, предлагает проблемные ситуации (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

Например, чтобы познакомить со свойством глины не пропускать воду, можно организовать игры на участке детского сада: предложить слепить из глины тарелочку, чашку, а в утрамбованном песке сделать углубление. Потом налить воду в глиняные изделия и в углубление в песке. Спросить: почему вода в глиняной посуде держится, а в песке нет?

Детям нравится строить запруды в ручейке, дамбы в луже, в песке. Они убеждаются: песок опускается на дно; прочную дамбу или запруду можно сделать из глины: она не пропускает воду.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей  происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в нашей группе «уголок познавайка-узнавайка» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.

Старшие дошкольники – прирожденные исследователи, тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот,  активно помогать.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

 

                   Автор: Рахматуллина Разалия Рамилевна

воспитатель  

МАДОУ ЦРР Детский сад № 233

г. Уфа Республика Башкортостан