rainbow

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых гимнастик

 

Введение

Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. От уровня сформированности связной речи будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе.

В настоящее время проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста глубоко изучена М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко и др., существует методический комплект диагностических методик по проблеме исследования (О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, К.В. Воробьёва и мн. др.), разработаны различные принципы и содержание работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Вопросами изучения связной речи занимались Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская и др. специалисты различных областей: лингвисты, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи.

В образовательных учреждениях создаются необходимые условия для формирования связной речи детей, но все же существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые гимнастики, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте пальчиковые гимнастики не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать гимнастики, сочетающие элементы театрализации (пальчиковый театр).

Именно поэтому мы решили использовать пальчиковые гимнастики как метод работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых гимнастик

1.1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Дети старшего дошкольного возраста пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативна. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. 

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают об игрушках и картин. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанным лишь формально.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательной из расположения, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью обще речевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

- в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.

- в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет и старший дошкольный возраст -  от 5 до 7 лет.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, поскольку игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. 

В возрасте 5-7 лет, старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте стремительно прибавляют в росте и весе, меняются пропорции тела. 

Значительные изменения происходят в высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетних детей по своим характеристикам приближается в большой степени к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка от 5,5 до 7 лет указывает на то, что он готов к переходу на более высокую стадию возрастного формирования, допускающую наиболее усиленные умственные и физические нагрузки, сопряженные с регулярным школьным обучением.

В психическом развитии детей старший дошкольный возраст играет значимую роль: новые психологические механизмы деятельности и поведения начинают формироваться в данный период жизни.

В социальной ситуации развития старших дошкольников появляются новые социальные контакты, а именно, отношения со сверстниками. Е.О. Смирнова отмечает, что в коммуникативном процессе в этом возрасте наблюдается большое количество действий и обращений. Дети в процессе общения друг с другом спорят, требуют, жалеют, обманывают, навязывают свою волю и др. Сильная эмоциональная насыщенность контактов связана с тем, что более привлекательным партнером по общению в этом возрасте становится сверстник.

Общество сверстников помогает ребенку старшего дошкольного возраста проявить свою индивидуальность, оригинальность. Свобода и раскованность, использование непредсказуемых, нестандартных средств – отличительная особенность общения детей до конца дошкольного возраста. При этом для каждого ребенка личное действие или высказывание важнее всего.

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста считается постижение собственного социального «Я», развитие внутренней социальной позиции. 

При переходе в подготовительную к школе группу у старших дошкольников изменяются психологические позиции: впервые они ощущают себя самыми старшими в детском саду детьми. В этом возрасте дети в первый раз осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их истинные способности и стремления. Возникает четко выраженное тяготение к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и осуществлять новую, значимую не только для него самого, но также и для других людей деятельность. 

Как бы ребенок «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, утрачивает интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, в условиях всеобщего школьного обучения это проявляется в стремлении ребенка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - малыши»), а кроме того в стремлении исполнять те или иные поручения взрослых, брать на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление этого желания подготавливается всем ходом психического развития ребенка и завязывается на том уровне, когда он осознает себя не только как субъект действия, но и как субъект в системе человеческих отношений. Однако, если переход к новому социальному положению и новой деятельности вовремя не наступает, тогда у ребенка зарождается чувство неудовлетворенности.

В старшем дошкольном возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, оттого самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реальной. В неизвестной ситуации и непривычных видах деятельности самооценка у старших дошкольников, как правило, завышена, заниженная самооценка рассматривается, как отклонение в развитии личности.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. Если говорить об индивидуальном опыте, то в этом случае имеется в виду общий итог интеллектуальных и практических действий, которые ребенок непосредственно делает в окружающем предметном мире.

Умственное развитие детей, также является важнейшим условием развития самосознания. Главным образом, это способность понимать факты собственной внутренней и внешней жизни, обобщать свои волнения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже располагает сравнительно богатым собственным опытом, имеет способность наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и собственные. В знакомых ситуациях и привычных видах деятельности оценки окружающих (детей или взрослых) воспринимаются старшим дошкольником только тогда, когда, они не противоречат его собственному опыту. Данная совокупность условий формирования самосознания свойственна не для каждого ребенка, по сути достигнувшего старшего дошкольного возраста, а только тем детям, чей общий уровень психического развития отвечает переходному периоду- кризису семи лет.

Очевидно, что старший дошкольный возраст - является сложным многогранным процессом развития детей, за период которого дошкольники проходят огромный путь в овладении социальным пространством с его концепцией нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками. Дети осваивают принципы соответственного лояльного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях способны действовать в соответствии с данными принципами.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.

Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. 

Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

В связи с этим представляет интерес исследование возможностей ребенка - дошкольника анализировать звуковой состав слов.

А.В. Детцова полагает, что задача выделения звука в слове, несмотря на ее трудности, является посильной для ребенка. Она предположила, что неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

 

Автор: Жигунова Милана Кургоковна

МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска»