rainbow

Ознакомление дошкольников

с национальными праздниками народов ханты и манси

Любовь к родине, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос. Вот почему немаловажное значение приобретают в настоящее время проблема воспитания краеведения – всестороннее познание родного края.


Формирование знаний и интереса к родному краю может осуществляться посредством ознакомления детей с традициями и бытом коренных народов. Именно через ознакомление дошкольников с традициями и бытом коренных народов можно сформировать у ребят необходимые представления о малой родине, интерес к ее историческим ценностям.


Культура народов Севера, народов ханты и манси, являются богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с духовно – нравственными компонентами воспитания, развития способности видеть красоту и гармонию окружающего мира.


Особое место среди традиций и обрядов занимают национальные праздники.  Все праздники народов ханты и манси связаны с природой, птицами и животными, которых они почитают. На всех праздниках ханты и манси поют песни, танцуют, соревнуются в ловкости и силе, играют в национальные игры.

Участие детей в мероприятиях, посвященных национальным праздникам в детском саду, вызывают у них чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, происходит обогащение новыми впечатлениями и знаниями, побуждает детей к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.


Приобщение детей к национальным праздникам в детском саду должно осуществляться посредством:

 - развлечений;

 - занятий;

 - бесед;

 - экскурсий;

 - просмотра презентаций;

 - создание лэпбуков;

 - реализации педагогических проектов;

 - изготовление альбомов.

При проведении мероприятия, посвященного непосредственно национальному празднику народов ханты и манси, должна быть организованна предварительная работа: рассматривание альбомов, чтение художественной литературы, беседы, заучивание стихотворений, проигрывание подвижных игр («Ловкий оленевод», «Воронята», «Хэйро», «Ручейки и озера» и др.)


В нравственно – патриотическом центре группы наряду с материалом о родном крае, должен находиться материал, отражающий национальные праздники народов ханты и манси: календарь национальных праздников, дидактические игры, атрибуты для проведения мероприятий.


Ознакомление воспитанников с традициями и культурой народов Севера не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного участия. Родители воспитанников должны участвовать в реализации педагогических проекта, помогать в изготовлении атрибутов, костюмов для проведения  праздников, а также  могут стать участниками мероприятий, где дети знакомятся с национальными праздниками народов ханты  и манси.

Праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Поэтому основная задача процесса проведения праздника – раскрыть его  значение,  пробудить  интерес  и  внимание  детей,  создать  вокруг праздника  атмосферу  готовности  к  восприятию.


В детском саду дошкольников знакомят с такими национальными праздниками, как:

 - «Вурна Хатл» или «Вороний день»; (7 апреля)

 - «День оленевода»; (февраль – март)

 - «Праздник обласа»; (середина лета)

 - «Медвежий праздник»; (1 раз в семь лет)

 - «Вурщих Хатл» или «Праздник Трясогузки» (1 июня)


 В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуры быта коренных народов крайнего севера. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 

Автор: Сидоренко Наталья Ивановна,

МБДОУ № 36 "Яблонька"

г. Сургут Тюменская область