rainbow

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей

в подготовительной группе

Путешествие по России


Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: 

- обобщить и систематизировать знания детей о России;

- формировать уважительное отношение к государственным символам России – флаге, гимне, гербе и их отличительных особенностях;

- развивать познавательный интерес к истории государства;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

 

Ход занятия

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная)

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна)

Воспитатель: послушайте стихотворение о Родине.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

(Т. Бокова)

Воспитатель: Еще много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине (Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.) 

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте. – Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь сутки.

Воспитатель: – Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на автобусе. Отправляемся. Занимаем места.

Воспитатель: Остановка называется “Государственная”

- Назовите, какие вы знаете города России. (Екатеринбург, Санкт – Петербург, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Тобольск и т.д)

— Назовите столицу России (Москва)

Воспитатель: Президентом нашей страны является…?

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

– Найдите флаг нашей страны среди других.

Воспитатель: сейчас найдите герб нашей страны.

Воспитатель: Кто изображен на гербе? Двуглавый орел

— Почему у него две головы?

Орел — могучая птица. В представлении древних славян он связан с солнцем.

Но орел на гербе России — необыкновенный! У него не одна голова, а две, их венчали золотые короны, сам орел тоже золотой и располагался на красном фоне.

Золотой двуглавый орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами.

Солнце выходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.

Шли годы, они складывались в века. Герб России изменился. Как же выглядит современный герб нашей Отчизны? Это по-прежнему двуглавый орел — золотой на красном фоне. Орла венчают три короны — символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.

Что они держат в лапах? (Жезл и державу)

Жезл – служит символами власти, почетного положения. Держава –государство. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

— Что на груди у орла? (щит)

— Кто изображён на щите? (всадник на коне)

— Какого цвета конь?

— Какого цвета плащ у всадника?

— Какого цвета щит? Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. — Как зовут всадника? Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!

— Что в руках у Георгия Победоносца?

— Зачем оно ему? Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это главная песня страны. Гимн слушают стоя.)

— Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова. — Чему посвящён гимн?

— Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.

Воспитатель: Какое дерево является символом России? (береза) – Ну, а нам пора ехать дальше. Наш автобус отправляется. Все заняли места? Поехали. Мы приехали на остановку “Народный промысел”

Воспитатель: Россия всегда славилась мастерами.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

         Загадки

1. Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка)

2. Эта роспись – просто чудо, Голубая вся посуда. Роспись с синим завитком манит русским васильком. (Гжель) 

3. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)

4. Все игрушки – непростые, а волшебно-расписные белоснежны, как березки, кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка)

5. Добрый мастер сделал сказку, оживают звери в сказке, мишки, зайцы, колотушки – деревянные игрушки. (Богородская игрушка)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Заняли места? Поехали.

Остановка называется “Историческая”. Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый (показывает портрет). Царем в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра Первого умер рано, его воспитывала мать. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки. В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.

— А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр?

Многое, что сделал Петр Первый в России:

- впервые Новый год стал начинаться с первого января, а раньше начинался в сентябре;

- в России в каждом доме стали наряжать новогоднюю елку;

- впервые стали выпускать газеты и журналы;

- все дети, и богатые, и бедные, стали учиться в школах;

- Петр Первый завез в Россию картофель, раньше русские люди его никогда не пробовали. Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

 

Автор: Панова Елена Владимировна

МАДОУ № 326 г. Екатеринбурга