rainbow

Как стать волшебником

Как стать волшебником. 

Помогите ребенку стать волшебником.

Если мы хотим научиться думать,

То прежде всего должны научиться

Придумывать.

Джани Родари

Каждый ребенок по своей природе волшебник: он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу Ягу доброй. Однако в последнее время случилось так, что дети разучились фантазировать. Долго считалось, а многие считают и по сей день, что воображение- это как бы дополнение. Ведь главное – научить ребенка мыслить, решать, запоминать, а уж воображать и фантазировать он сам научится. При таком подходе ни один ученик не превзойдет своего учителя, т.е. это удобная точка зрения для воспитания «винтиков». Если в детстве ребенок не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы- беспричинные страхи, низкая обучаемость, плохое развитие деятельности, как следствие из всего этого психологическая неготовность к обучению в школе.

Практика показала, что развитие активного развития у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобных этюдов, игр- путешествий, игр- импровизаций, психогимнастик. Включая этот материал в каждодневную жизнь детей, он вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предполагаемый образ новыми деталями. Эффективность развития воображения повышается, если воспитатель более детально описывает, то что должны представить и изобразить дети. Например, я надеваю «воображаемую» шапочку на голову, и начинаю спрашивать: не спадает ли она, в пору ли и т.д. А такое замечание «Что ты сыплешь мимо тазика!» - заставляет ребенка включиться полностью в воображаемый процесс. Игры предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка воспитатель сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные, точные выражения: «Витя, налей в тесто молоко. Лей понемногу, чтобы тесто хорошо размешалось…»

Очень важно воспитателю самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят. Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превращается в кита в океане, по- настоящему боятся, когда кит «Накланяется и они могут упасть в воду». Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.  Сценарий игр- путешествий я составляю таким образом, чтобы дети читали стихи, пели песни. Такая разнообразная деятельность не утомляет детей, яркие образы вызывают интерес. Игры- путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важное условие – играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить. В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей.

Опираясь на воображения можно развивать и творчество. Игры я использую и как основу познавательного занятия. Все игры провожу не наглядно, а опираясь только на воображения детей. Игры- беседы планирую как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Детям предлагаю стать то репейником, то лягушкой, то птицей или камнем у дороги. Игры импровизации я использую во всех видах деятельности. Вхождение в образ помогает музыка, которую подбираю в соответствии с характером изображаемого объекта, действий.  Я только описываю ситуацию, но нечего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Эти игры способствуют развитию пластики, чувство ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Я всегда поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действие детей.

Активно используя эти примеры и игры с детьми, я убедилась, волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. У ребят обогатился круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Эти игры помогают формировать логику у детей, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

 

Автор: Федосеева Елена Васильевна

воспитатель МБДОУ «Колокольчик»

г. Черногорск Республика Хакасия