rainbow

Исследовательская работа на тему «Ищу человеческое в человеке…»

 

Аннотация

Строки из романа современной японской писательницы Банана Ёсимото «Амрита»: «Лицо вообще штука удивительная. По лицу сразу видно, потерял человек душу или нет. Если не потерял, если душа на месте, то лицо излучает мягкий свет. Свет любви».

Пробовали ли вы читать по лицам? Непростое это занятие, но интересное. Думаю, и весьма полезное: через лицо, через глаза и улыбку мы постигаем душу окружающих нас людей. А как заглянуть в души персонажей поэмы Гоголя с таким страшным названием – «Мёртвые души»?

1.   Введение

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному герою. Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Можно по-разному обсудить содержание этих глав и познакомиться с персонажами Гоголя: изучению бессмертного произведения посвящено немало научных работ и интересных рекомендаций по изучению его в школе. Можно, например, сесть в повозку, запряжённую бойкой тройкой лошадей, и отправиться на экскурсию, например, с такими забавными названиями «По следам Чичикова» или «Здесь гостил П.И. Чичиков». Пока «гостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища.

Одной из особенностей таланта Гоголя является «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя. Предлагаю поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.

Предлагаю отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. 

Цель: найти то общее, что роднит помещиков Н.В. Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью.

Задачи: вглядеться в портретные характеристики помещиков, обратить внимание на художественные детали – «подсказки» Гоголя, найти не только уродливые черты в этих характеристиках, но и положительные задатки.

2. Основная часть

По словам Андрея Белого, каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мертв, чем предыдущий». Почему именно в такой последовательности изобразил Гоголь своих героев?

Порядок следования помещиков неслучаен. Автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

Предлагаю отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. «Погостим» у помещиков, сравниваем их портреты, занятия, жилища.

Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ. Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность.  

Пустой мечтатель, бездельник, в нем нет живых человеческих желаний. О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».     Он – пустое место, ничто.      Никаких духовных запросов, никакой деятельности.

Но Манилов, по сути, незлой, даже добросердечный человек. Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток мечтать о лучшей жизни? Как говорил Генри Торо: «Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание».

Помещик Манилов представляет собой образцового семьянина и любящего отца. Манилов счастлив в браке и нежно любит свою жену, с которой воспитывает двоих детей. Может быть, нам всем стоит поучиться у него умению любить жену Лизаньку, детей?

Помещик не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги  спят и повесничают…    В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.  Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть навязчивое фантазирование или «грёзы на яву».

Коробочка.

В галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина. Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.

«Дубинноголовая» - так называет ее Чичиков. Упрямая, недалёкая…

Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах?

Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка. Она копит  деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но…  Если попытаться найти описание глаз помещицы Коробочки, то его нет: описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем.

По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. «Дубинноголовость» ее, ограниченность,  по определению Чичикова, не знает предела. Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям.  Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.

Ноздрёв – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Ноздрев непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Ноздрева объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Он ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой  - пьянство, карточные махинации, дебоши, враньё, безответственное отношение к детям, растущим без матери по его вине, бесхозяйственность в имении…

Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Коротко и ясно! Не слишком ли жестоко?

Он бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, в любую минуту от объяснений в любви к новому другу может перейти к грубости и драке, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Это лгун по призванию и по убеждению.

Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич. Собакевич – хороший хозяин.  В деревне у него все добротно, надежно, мужиков он знает великолепно, ценит их трудовые качества, умело рекламирует, чтобы выгоднее продать мертвых.

Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой? Собакевича - идеальный хозяйственник.

Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, а также обжора и плут, медведь.

Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков.

В его имении прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение, запустение, дух смерти. 

Но Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации.

История Плюшкина очень печальна. «Все текло живо и совершалось размеренным ходом». Но из-за смерти хозяйки, Плюшкин стал скупее, подозрительнее. И так, постепенно, его дом покидали по разным причинам близкие и родные.  «Одинокая жизнь дала сытную пищу для скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становиться ненасытнее. Все добрые чувства Плюшкина заменились скупостью, опустошением и подозрительностью. Из-за его постоянных мелких краж у своих же подданных, почти все крестьяне от него отвернулись. У Плюшкина запасов еды было на 2 с лихом его поместья, но все равно их держал под замком. Все эти запасы еды сгнили.

Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина:  Гоголь говорит о глазах Плюшкина, сравнивая бегающие глаза с мышами. Бегающий взгляд, взгляд безумца. Среди всех помещиков он заражен смертельной болезнью более других. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.

Есть мнение, что Плюшкин - это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству). Он достоин жалости? Возможно, да. Но этот безумец  превратил в кошмар жизнь сотен подневольных крепостных!

Я задаюсь вопросом: кто из них страшнее - Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин?

Последовательность посещения персонажей поэмы Чичиковым  не случайна: от помещика к помещику все глубже оскуднение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или быссмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель». 

Сходство помещиков и Чичикова.

Образы помещиков обобщаются в главном герое поэмы «Мертвые души». «Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», «фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист. Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков: праздный мечтатель, мелочный накопитель, прожигатель жизни, кулак-эксплуататор, отвратительный скряга.

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

3. Заключение

В произведении автор продемонстрировал «галерею» характеров, личностных портретов помещиков, можно даже сказать «хозяев» жизни», которые населяют землю. Их существование жалкое и бессмысленное, кроме того, люди-помещики зависимы от пороков, которые с каждым днем больше и больше ведут к деградации личности.

А самое страшное, чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

 

Автор: Кошелева Анастасия

ученица 9 класса,

Корунова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа

Буинского муниципального района РТ»