rainbow

Семинар для педагогов

«Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Все игры призваны помочь детям:

- они вызывают радость от общения;

- учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

- побуждают действовать самостоятельно;

- замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребёнка: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры являются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно они являются истинно детской деятельностью, отвечающей природе ребенка, его потребностям и интересам.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Правильно организованная предметно – развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой.

Требования к предметно-пространственной сре­де, сформулированные в федеральном государ­ственном образовательном стандарте дошкольно­го образования направлены на поддержку ини­циативы детей во всех видах детской деятельности.

Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвен­таря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспи­танников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
  • двигательную активность, в т. ч. развитие круп­ной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаи­модействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения дошкольников. Для реализации данных задач предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункцио­нальной, вариативной, доступной и безопасной.

Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательно­го процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и само­стоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Эстетика оформления ДОО

В последнее время отмечается весьма благопри­ятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощуще­нию детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В группах могут быть уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерье­ра.  В разных режимных моментах может присутствовать музы­кальное сопровождение (в т. ч. классическая музы­ка) как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмо­циональный фон и знакомит детей с лучшими об­разцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошколь­ников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирова­ние фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы.

Гибкость и возможность трансформации в ис­пользовании пространства является одним из глав­ных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить мно­гие проблемы, связанные с дефицитом площади.

Детские стульчики и столы неза­менимы в создании пространства игры - ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования дей­ствительности, активного освоения пространства своей жизни.

Содержание игровых уголков для сюжетных игр  «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикма­херская» и т. д.  должно быть более мобильным, регулярно обновляться, соз­давая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируе­мые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разно­образной тематики самими детьми.

Жесткость в организации пространства не позво­ляет создавать некоторые важные для дошкольни­ков функциональные зоны. Так, необходимы в группе уголки уединения. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восста­новить необходимые ресурсы. Такие места найдут­ся в самых разных плоскостях (например, ребенок может залезть под стол, внутрь большой полки или ящика). Граница уединения может быть даже услов­ной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудо­ванное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением дан­ной проблемы.

В группах ДОУ очень нужна зона са­мостоятельного экспериментирования. Ее отсутствие суще­ственно обедняет возможности развития детей до­школьного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно орга­низовать невысокий стеллаж с отделами для хране­ния различных материалов или динамических игру­шек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зо­ной или составлять с ней единое пространство.

Сделают среду гибкой и трансформи­руемой позволяют: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функ­ции помещения группы.

Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов

Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для глав­ной деятельности дошкольников - сюжетной игры. Набор кукол  чаще всего крайне однообраз­ный - это преимущественно куклы-девочки и мла­денцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков. Совсем редки марке­ры роли - детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.). В отличие от нарядов, которые бы­вают в избытке в уголках ряжения, это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя ка­ким-либо персонажем.

Особое значение здесь имеют так называемые пред­меты-заместители (неоформленный или природный материал, баночки, бутылочки, коробочки), способствующие развитию у дошкольни­ков воображения, знаково-символической функции мышления. Необходимо следить за состоянием такого материала, чтобы он не превращался в мусор, постоянно обновлялся.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

воспитатель

МДОУ "Детский сад № 90 общеразвивающего вида"

г. Магнитогорска