rainbow

Конспект занятия по речевому развитию

(приобщение к художественной литературе) в подготовительной группе

Тема: Литературное произведение Г. Скребицкого «Всяк по-своему»

 

Цель: Знакомство с  произведением Г.А. Скребицкого «Всяк по-своему»

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с новой литературной сказкой;

- продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать сказку;

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- побуждать детей интересоваться смыслом слова;

- расширять представление детей как дикие животные (белка, барсук, бобр, еж) готовятся к зиме.

Развивающие

- развивать способность к целостному восприятию произведения;

- развивать внимание, память

Воспитательные

- воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

 

Словарная работа:

  1. Обогащение: исстари, погожие дни, хатка, осинник.
  2. Активизация: белка хлопотунья, хозяйственная.

Планируемые результаты занятия: дети познакомились с новым произведением, научились и отвечать на вопросы полным предложением, расширили знания о том, как звери в лесу готовятся к зиме, проявили интерес к чтению.

Подготовительная работа: предварительная беседа с детьми каких они знают диких животных, подготовить материал: посылку, иллюстрации к произведению, портрет писателя.

Материалы и оборудование: для воспитателя - посылка, книга, портрет писателя;

для каждого ребенка - иллюстрации, карточки к дидактической игре. 


Ход занятия:

Этап деятельности

Содержание организованной образовательной деятельности

Реализуемые задачи

Действия педагога

Организационно-методические указания

Планируемые результаты

1. Организационный мотивационный этап

 

Организация детей и создание интереса на предстоящую деятельность;

беседа на уточнение знаний,  почему заяц меняет окраску

Подзову детей к себе.

 

 

 

 

Показываю посылку, достаю книгу.

 

 

 

 

 

 

Загадываю загадку.

Ребята, подойдите все ко мне.

-Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Мне очень приятно, видеть ваши лица и добрые глаза.

Давайте, начнем наше занятие со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

-Ребята, сегодня утром нам прислали посылку, давайте узнаем, что же в ней (достаю книгу). Какая интересная книга! Это рассказы о животных!

Хотите почитать?

А еще тут загадка.

Если вы ее отгадаете, то узнаете про кого мы сегодня почитаем.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год

Шуба серая – для лета

Для зимы – другого цвета. (заяц)

А что вам известно про зайца?

Почему у него летом серая шубка, а зимой белая?(ответы детей)

Дети заинтересовались, проявили желание познакомиться с произведением

 

 

 

 

  1. Основной

 

 

 

 

2.1.               Этап постановки проблемы

Формирование предстоящей деятельности и принятия ее детьми

 

- А сейчас я почитаю вам сказку, которая называется «Всяк по-своему», а написал ее писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.

-Посмотрите на портрет. Георгий Алексеевич Скребицкий родился в Москве в 1903 году и прожил 61 год. За годы жизни он написал много познавательных и интересных рассказов для детей о природе.

Дети познакомились с автором сказки

2.2.              Этап восприятия материала

Усвоение данного материала, расширение словаря посредством объяснение незнакомых или непонятных слов.

 

Формировать умение отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.

Читаю произведение.

Задаю вопросы.

 

 

Объясняю значение новых незнакомых слов.

 

 

 

Провожу физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаю вопросы

-Садитесь на стульчики, спинка прямо, ножки вместе и слушаем внимательно.

- Ребята, понравилась вам сказка. А как она называется?

-А какие слова вам показались незнакомыми? Кто может объяснить значение слов?

-исстари –с давних времен, издавна

-погожие дни -хорошие, благоприятные в отношении погоды, дни; ясные, без осадков дни;

-обгладывать – обгрызать;

-осинник – осиновый лес;

-Ребята, а давайте поиграем!

«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли. 
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык? 
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Молодцы, ребята!

Скажите, кто написал произведение? (Г.А.Скребицкий)

Кто главный герой? (зайчишка)

Когда родился зайчонок? (летом)

Что случилось, когда наступила осень? (стало неспокойно)

Почему зайчик насторожился? (потому что зайчишка трусливый и боится каждого шороха и ему кажется, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за куста)

Что нового зайчишка повидал, чего раньше никогда не видывал? (как звери хлопочат, готовятся к зиме)

Каких лесных жителей встретил зайчишка? (белку, барсука, бобра, ежа, дрозда).

Как животные готовились к зиме?

А как зайчишка готовился к зиме? (он не знал, как ему готовится к зиме и он загрустил, он тревожно думал – «Как же я буду зимовать?»)

Зачем зайчишка запутал свои следы? (чтобы враги не нашли его, потому что на снегу видно следы)

Чему зайчишка обрадовался, когда выпал снег? (зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайчишка будто оделся в шубку-неведимку?

Почему зайчишка не заметил, как миновала зима? (Зайчик набрался опыта, наблюдая как другие зимуют, и зима не показалась ему такой уж опасной)

Как вы думаете почему автор назвал произведение «Всяк по-своему»? (Все звери и птицы каждый по-своему к зиме готовятся и что подходит одному, то не подходит другому)

А кто вам понравился больше всего? Почему?

Дети внимательно слушали текст, проявили выдержку, усидчивость во время чтения сказки

 

Усвоили содержание прочитанного.

Ответили на заданные вопросы. определили  незнакомые слова

2.3.               Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Выставляю картинки (еж, барсук, бобр, волк) на мольберт

 

 

 

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Ребята, посмотрите на картинки, назовите лишних животных, с которыми зайчишка не встречался?

Разложите картинки по порядку с какими животными зайчишка встречался (белка, барсук, бобр, еж).

А как можно назвать одним словом этих животных? (дикие)

Почему?(потому что живут в лесу и находят пищу без помощи человека)

при выполнении задания определили лишних животных, соотнесли по содержанию произведения

3. Заключительный этап

 

Подведение итогов деятельности,

 

Подвожу итоги и результативность деятельности.

-Ребята, вы молодцы!

-Внимательно слушали и хорошо отвечали на вопросы.

-Ребята, как вы думаете, почему это произведение называется сказкой? (потому что животные разговаривают)

-Что нового вы узнали?

- А что показалось трудным для вас? А что интересным?

- В какие игры вы играли?

- А про кого вы хотели бы еще почитать?

 

 

Автор: Драмарецкая Наталья Сергеевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

мкр.Северо-Задонск, г. Донской Тульской области