rainbow

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Задачи:

1. Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках.
2. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

3. Формировать основы безопасного поведения в природе.

4. Способствовать формированию у детей положительных эмоций.

Предварительная работа:

  • рассматривание насекомых на улице и на картинках;
  • отгадывание загадок про насекомых;
  • чтение стихов, сказок про насекомых.

Оборудование: Картинки насекомых, атрибуты к играм, игрушечные насекомые, цветы, доска с картинками луга

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить с родителями в лес, на луг.

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться на прогулку на лесную поляну. Только давайте договоримся идти очень аккуратно, смотрите под ноги, чтобы не наступить на цветочки и жителей этой поляны. Договорились?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы к лесной полянке вышли,         

Через ветки и пенёчки.

Поднимая ноги выше.                                                

Кто так ловко шагал,

Через кустики и кочки,                                               

Не споткнулся, не упал?

Дети: Мы.

(Дети заходят в группу, идут по краю ковра)

Воспитатель: Вот мы и пришли . Ой, посмотрите, какая красивая поляна. А посмотрите сколько здесь путешественников, они тоже пришли полюбоваться на красивую полянку и узнать кто же здесь живет. Давайте дети с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Проходите на пенечки. Дети, а как много здесь красивых цветов.  Посмотрите внимательно и расскажите, кто же здесь живет. Как можно одним словом их назвать?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Назовите насекомых, которых вы видите на поляне.

Дети: Божья коровка, бабочка, жуки, паук, пчела, сороконожка,

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Шевелились у цветка                             Я сорвать его хотел -

Все четыре лепестка.                             Он вспорхнул и улетел

Воспитатель: Про кого эта загадка? 

Дети: Про бабочку.

Воспитатель: Да, конечно это бабочка.  Здесь на столе лежат картинки насекомых, Дима, иди найди здесь бабочку и помести ее на доску, на которой изображен луг, чтобы лучше было видно ее.   Дети, а какие у бабочек крылышки?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, когда берем бабочку за крылья, то чешуйки облетают. Такая бабочка погибает. А где любят сидеть бабочки?

Дети: На цветах.

Воспитатель: А чем бабочка питается?

Дети: Нектаром.

Воспитатель: Да они пьются нектаром - сладкий сок с цветов, а пьют его бабочки носиком - хоботком. Бабочек в природе очень много, а вот одна из них прилетела к нам, она сейчас с вами поиграет.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Следите глазками за бабочкой. Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит, порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит на свой цветочек.  

Воспитатель: А сейчас отгадайте другую загадку, и вы узнаете, как называется следующее насекомое.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,                   Целый день, словно юла,

Над цветком она кружит,                               А зовут её …

Дети: Пчела.

Воспитатель: Артем, иди найди пчелку на столе и прикрепи на доску. Пчелы – большие труженики. Они летают, собирают нектар. Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Общаются при помощи танца. Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам, где находится пища и как к ней добраться. Пчела является одним из самых замечательных подарков природы, она нам мед дает. Пчелы живут большими семьями. А где живут они?

Дети: В улье. 

Воспитатель: Правильно, дети. Давайте с вами поиграем в игру «Пчелки».

Игра «Пчелки»

Утром пчёлки проснулись, (Встают и протирают глазки.)

Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются)

Раз - росой они умылись. (Умываются)

Два - изящно покружились. (Кружатся)

Три- нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)

На четыре – полетели. (Летают и жужжат).

Воспитатель: Сейчас отгадайте еще одну загадку, и вы узнаете, кто еще живет на полянке.                          

На берёзовом листочке                                Посидела, посидела…

Кто-то красненький сидит.                           Вверх взвилась и улетела.

Спинка, крылья – в чёрных точках.               Симпатичная плутовка,

Замерла, как будто спит.                              Это…

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Да, правильно, это божья коровка.  Ульяна, найди её и помести на доску.   Скажите, какого цвета у нее крылышки и что есть на них?

Дети: Крылышки красные. А точки черного цвета.

Воспитатель: Ребята, вы все правильно сказали. А коровкой назвали, потому что в минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.  Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно! Божьи коровки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей.

 Если посадить божью коровку на ладонь (на ладошку детям воспитатель кладет божью коровку) исказать:

«Божья коровка, полети на небо,

там твои дети кушают конфетки,

всем по одной, а тебе ни одной!»

Давайте все вместе споём песенку для божьей коровки.

Дети весело поют песенку.

Воспитатель: Посмотрите, она поверила в песенку, расправила крылышки и улетела на ромашку.

Дети кладут божью коровку на ромашку.

Воспитатель: Дети посмотрите внимательно на полянке находятся две божьи коровки, которые потеряли свои пятнышки, давайте им поможем.

На цветах лежат черные кружочки-пятнышки, дети, вы должны их найти и положить на божью коровку.

Воспитатель: Выходите Катя и Полина, помогите найти пятнышки.   

Игра «Кто быстрее найдет пятнышки для божьей коровки»

Дети находят на ромашках черные кружочки и кладут на крылышки бабочек, соревнуясь, кто быстрее это сделает.  Соревнуются девочки с большим азартом.

Воспитатель: Молодцы девочки, вы помогли нашим красивым насекомым, они вас благодарят за помощь. Как много интересных насекомых сегодня мы увидели на лесной полянке. Давайте вспомним, о каких же насекомых мы сегодня говорили?

Дети: О бабочке, о пчелке, о божьей коровке.

Воспитатель: Они все разные, но что имеют общего?

Дети: Туловище, головку, лапки, крылышки, усики.

Воспитатель: Да, дети, этим они похожи друг на друга. Насекомых очень много, они населяют всю нашу планету. Многие насекомые прячутся, поэтому нам кажется, что их не так много, как есть на самом деле. И на нашей поляне еще много насекомых, о которых мы с вами познакомимся в следующий раз.

Воспитатель: Ребята, скажите можно трогать, обижать насекомых?

Дети: Нет, они живые. Их нельзя обижать, трогать, ловить, давить.

Воспитатель: Да, насекомые живые, вы правильно все сказали, а что можно делать?

Дети: Любоваться надо насекомыми.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете. Вам понравилась наша прогулка?

Дети: Да, понравилась. Было очень интересно.

 Воспитатель: Наша прогулка на лесную поляну подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Всем спасибо за внимание.

От лесной полянки вышли,                               Через ветки и пенёчки,
Поднимайте ноги выше,                                   Вот как ловко мы шагали,
Через кустики и кочки,                                     Не споткнулись? не упали?

Дети: Нет.

(Дети уходят)

 

                                Автор: Астахова Татьяна Ивановна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

г. Донской Тульской области