rainbow

Интегрированное занятие «Козули»

 

Цель: продолжить знакомство детей с народными обычаями и народным творчеством

Задачи: 

обучающие — познакомить детей с одним из видов традиционного народного промысла, распространенного в России, с историей его возникновения, с традициями и особенностями, научить расписывать лепную заготовку «под пряник», используя традиционные орнаменты, символизирующие солнце, домашних животных, колосья хлеба — круги, кресты, спирали, точки; расширение словарного запаса детей;

развивать способности и навыки выполнения изделия декоративно-прикладного искусства, умение работать с информацией, у детей воображение, творческую самостоятельность, активность, развивать мелкую моторику рук,

воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству; желание сделать что-то приятное для своих близких, доставить им радость; воспитывать позитивное отношение к жизни, аккуратность, усердие, трудолюбие при изготовлении художественного изделия.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадка, вопрос, совет);

- стимулирование интереса (показ видеоролика);

- наглядные (педагогический рисунок, демонстрация действия);

- практические (рассматривание образцов, изготовление пряников козуль);

Оборудование: презентация к занятию «Фигурные славянские пряники», заготовки фигурок животных из соленого теста, краски гуашь белого цвета, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пряничный домик», беседы по содержанию сказки, пересказывание, беседы о русских традициях, разучивание потешек, лепка пряников из солёного теста на занятиях по лепке.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

СОДЕРЖАНИЕ

Дети входят в музыкальный зал

1. Вводная часть. Создание мотивации. 

Рассказ педагога с параллельным показом наглядного материала в виде презентации.

Воспитатель. Ребята! Не подскажите ли мне, какой праздник приближается? (Масленица)

2.  Основная часть занятия

На Руси на масленицу проводились весёлые ярмарки.

Ни один праздник не обходился без специального праздничного угощения. В старину оно являлось важной частью любого обряда, готовилось строго по правилам. Например, к началу праздника пекли ароматные пряники и дарили их гостям. Предлагаю сегодня приготовить такой подарок для ваших гостей. Мы слепили заготовки из соленого теста, и теперь нам надо их раскрасить.

А вы знаете, как раскрашивали пряники на Руси? Я вам расскажу про пряники и покажу, как их можно украсить.

Издавна занимались русские люди скотоводством и охотой. В деревенских крестьянских семьях держали коз, овец, коров. А леса были богаты дичью: олени, зайцы, лоси. Но чтобы в хозяйстве все хорошо ладилось, скотинка не болела и, а на охоте сопутствовала удача, делали наши древние предки вот таких пряничных животных и помещали их дома, как залог будущего достатка семьи.

Изображали эти пряники коров, коней, оленей, барашков, козочек, домашних птиц — петушков, уточек. Фигурки — это не просто выдумка, а определённые символы. Вот, например, пряник «коровка». В русских потешках корова упоминается то и дело: Дайте коровку - Масляну головку!

 - Как вы думаете, из чего пекли эти пряники? (Из муки)

 - Делали их из самого дорогого, святого для крестьянина материала - из хлеба и меда. Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом».  Постепенно рецепт приготовления теста менялся: вода, мед, соль да ржаная мука, но таинство каждого компонента бесспорно. Вода — Жизнь, сила, очищение. Мука — Хлеб, здоровье, богатство. Соль — оберег от нечисти всякой. «На воду, соль и хлеб супостата нет» — так говаривали».

Они темно-коричневые, потому что в них добавляют жженый сахар, и украшены белой глазурью. Иногда в глазурь добавляли натуральные красители - сок ягод, отвары трав.  Изделие получалось праздничное, яркое, нарядное.  

А потом это занятие стало народным промыслом, то есть можно было обменять пряники на ярмарке на деньги или подарить. Хозяева одаривали маленьких гостей пряниками, подавая девочкам «коровок», а мальчикам - «бычков». «Козулечку подарить – прибыток в дом получить!».

Почему пряники называли «козулями»? (Фигурка козы)

 - На Руси, на Украине и в Белоруссии съедобные скульптурки называли «козулями»: «там, где коза бродит, там жито родит; там, где коза с рогом, там жито стогом». Коза в представлении древних была символом плодородия и достатка... А ещё есть версия названия непривычного для названия: название козуля образовано не от слова коза или косуля, как многие предполагают, а от слова, обозначающего «завиток», «змейка», так как раньше козули изготавливались из полосок теста, сплетенных в причудливые фигурки.

Перед праздниками в пышущих жаром русских печах готовили целые стада хлебных животных. Чем больше на празднике козуль, тем больше надежд на то, что доброе божество отблагодарит людей обильным урожаем, приплодом скота, удачной охотой. Но с течением веков обряд этот утратил свой изначальный смысл, и козули постепенно превратились в предмет детской игры. Собрав целую коллекцию быков, баранов и петухов, крестьянский ребенок играл с ними, как в куклы...

А как ещё могли люди использовать эти пряники? (Как подарок)

 - Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для свадебного обряда, для праздников, для раздачи нищим.

 А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю первым. 

«Птичка летела,

Хвостиком вертела,

Все люди знайте

Козулю подайте»

Также пряники использовали в учебных целях – на них печатали буквы алфавита, и детям было интересней изучать буквы.

 Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают.

Как же лепили такие интересные пряники? (Ответы детей)

1. Брать такой кусочек теста, который прячется в вашем кулачке. По мнению мастериц “бери в руки столько, сколько берет твоя ладонь, спрячь в ней счастье, здоровье, удачу…, оно не любит выпирать”.

2. Следите, чтобы не было трещин в сыром виде, но должен быть виден след от порезов ножа, “чтобы счастье трещин не давало, а беда ножа боялась”.

3. Весь комочек теста должен пойти именно на твою фигурку “счастье должно быть полным, не отдавай его другому”.

4. Лепить быстро и уверенно “работай с душой, с удовольствием”.

Что же означают фигуры животных? (Ответы детей)

- Веря в чудодейственные силы козуль, крестьяне дарили их, сопровождая особыми словами с назначением. Олени и кони вещали дому богатство, здоровья каждому от мала до велика. Олень – защитник, вождь. Олень так же несет долголетие и счастье.

Коза считается символом изобилия и достатка в доме, корова — хорошего урожая, постоянного плодородия, коровки, баранчики – покровители домашнего очага, приносили в дом изобилие, богатство.

Козули в виде всадника и медведя приносили успех, удачу.

Фигурки птички –  дарили с пожеланиями благополучия и счастья в семейной жизни.

Особые традиции были в изготовлении таких пряников. Животных изображали в профили, смотрящими налево, а людей прямо.

А вы знаете, как раскрашивали пряники? Какие использовали узоры? (Круги, полоски)

 -  Рисунок несложный: прямая линия – земля, точки, круги – символ солнца и плодородия, волнистая линия – вода.

Какие узоры — символы Солнца — вы здесь видите? (Ответы детей: круги, точки).

Физминутка

3.  Практическая часть, самостоятельное применение новых знаний

У вас на столах ваши пряники, а вы их украсите по своему желанию. А варианты узоров вы видите на доске. Что вам для этого понадобится?

4. Заключительная часть

Дети, полюбуйтесь, какие красивые козули у нас получились, посмотрите, какие разные на них узоры. Вы – настоящие пряничные мастера!

Кому вы подарите свои сувенирные пряники? Что вы расскажете о них, когда будете дарить своим гостям?

 

Автор: Лукьянова Оксана Викторовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 72 «Колокольчик»

г. Смоленска