rainbow

Зарождение семейных традиций через организацию

театрализованной деятельности в ДОУ

 

Много тысячелетий семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе, школы и другие воспитательные учреждения обслуживали небольшую часть детей, привилегированных классов. Дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Девочек обучали не только грамоте, так же учили домоводству, шитью и т.д. Совокупность древнерусского воспитания была направлена на житейские правила. В педагогике Древней Руси основное орудие воспитания - живой пример. Ребёнок воспитывается в нравственной атмосфере. В Средние века отношения между родителями противоречивы. С одной стороны любовь матери, внимание воспитателей, а с другой деспотичная воля отца. Капиталистические отношения вызвали новые общественные потребности. Развитие науки и техники привели за собой интерес к знаниям, потребность в новой форме и направлении воспитания. Семейное воспитание оставалось основной формой воспитания, со временем создаются условия для развития системы общественного воспитания детей в педагогических учреждениях. Основой для педагогической теории стал опыт семейного воспитания. В области теоретической педагогики начала ХХ века можно выделить появление трудов П.Ф. Лесгафта посвящённых вопросам семейного воспитания. Роль семьи в жизни ребёнка очень велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребёнка. Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь мало даёт нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи. Напротив, распад или резкие перемены в семье влекут за собой большие беды для души ребёнка, разрушая самые основы её.

 «Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиции передаются из поколения в поколения, адаптируясь к условиям жизни. В обществе их назначение неизменно: они служат для упрочения родственных, семейных связей и отношений, которые являются механизмами передачи ценных качеств людей это любовь, доброта, взаимопонимание и др. Ценность семьи определяет смысл традиционного воспитания. В традициях нет четкой регламентации поступков, нет привязки к определенной ситуации. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. Культурные, религиозные особенности каждой семьи отражаются в традициях. Традиции разные по воспитательной сущности. Например: традиция празднования дня рождения ребенка, в виде детского праздника (песни, игры, подарки и др.). В другой семье день рождение ребенка - повод для взрослого застолья, за которым полностью забыт ребенок. Горечь и обида на самых родных людей сохраняется у ребенка на долгие годы. Первый пример традиции - становится основой для будущих радостей, стимулирует творчество, подталкивает к добру. Второй - причина многих бед, потрясений детей, явное свидетельство пропасти между ним и родителями (мир для них враждебный и жестокий).

В сегодняшнем быстротечном, стремительном мире многие родители забыли о ценности семьи, семейных традициях о единении и принятии своего ребенка. Загруженность на работе, стремление заработать деньги, постоянная занятость родителей приводит к тому что ребенок находится в ДОО большую часть своего времени. Иногда родители даже не знают, чем увлекается их ребенок. В результате мы видим картину такую: родители всегда в телефоне в своих делах, ребенка привели в детский сад потом забрали и это хорошо если спросили, как у него дела, а то и просто поужинали спать легли, утром снова что и вчера.

Самый главный документ ФГОС ДО говорит нам о том, что родители должны быть полноценными участниками педагогического процесса, интересоваться и участвовать в жизни своих детей.

Таким образом, мы решили привлекать родительскую общественность в педагогический процесс и в жизнедеятельность детей через театрализованную деятельность.  

Нами разработан план мероприятий с детьми и родителями.  С детьми регулярно проводились занятия по театрализованной деятельности, за основу которых была взята методика Маханевой М.Д., что способствовало раскрепощению, развитию воображения и возросла уверенность в себе.

Активное привлечение родителей такое как: пошив костюмов, создание декораций, а также исполнение ролей в театрализованных постановках дало свои результаты. Родители стали более заинтересованы в жизни ДОО и детей стали активно предлагать свою помощь.  

С родителями были организованны консультации по значению театрализованной деятельности, мастер-классы по изготовлению афиш, костюмов, декораций.

Помимо традиционных мероприятий в детском саду таких как праздник Осени, праздник мам и пап, веселые старты, Новый год, праздник весны и т.д., мы совместно с музыкальным руководителем организовали «Театрализованные посиделки». Такие встречи проходят в семейном кругу с чашкой чая, совместно с родителями и детьми 1 раз в два месяца, где каждая семья представляет свою театрализованную постановку. Предварительно идет огромная подготовительная работа, в которой принимает участие вся семья, а при необходимости и вся группа. Выбирается постановка, распределяются роли, подбирается музыкальное сопровождение, готовятся декорации и костюмы, изготавливаются афиши и пригласительные билеты. Разве это не способствует сплочению семьи, где каждый занят общим делом? Могут ли такие мероприятия являться семейной традицией? Думаем, да! Конечно, сначала было не много желающих участвовать в подобном мероприятии. Но когда дети с восторгом рассказывали своим родителям как семья Пети показывала сказку Репка и как это интересно и увлекательно, вот тут стали подключаться и другие семьи, причем активничают не только мамочки, но и папы. Проведя уже больше двенадцати таких встреч, мы познакомились с национальными традициями некоторых семей, раскрыли таланты родителей и способствовали раскрепощению взрослых людей. А насколько горды дети за своих родителей, когда они все вместе, все дружно представляют пусть и небольшой этюд.  Ребенок в такие моменты осознает и понимает свою нужность, важность и значимость для своей семьи.

Мы конечно еще вначале своего пути, но уже видим результаты, и уверенны в том, что работа наша сделана не зря.

 

Литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
  2. Маханёва М.Д. "Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений" М.:ТЦ "Сфера", 2001.- 128 c.
  3. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, №4
  4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

 

Авторы: Зензерова Олеся Владимировна

воспитатель,

Сатарова Анастасия Николаевна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 145