rainbow

Непосредственно – образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Все работы хороши»

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтениехудожественной литературы, социализация.

Ведущая деятельность детей: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цели занятия:

  1. Активизировать номинативный и глагольный словарь по темам «Профессия» и «Инструменты».
  2. Обучать построению предложений различной синтаксической структуры.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.
  5. Развивать внимание, мышление, память.
  6. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Материалы: Письмо от Клуба веселых человечков. Карта – план путешествия. Конверты с пазлами пословицы о труде.  Рисунки веселых человечков: Буратино, Мальвина, Самоделкин, Чиполлино, Карандаш, Незнайка. Карточки с загадками о профессии и об инструментах. Большие картины с изображением повара, врача, учителя, продавца, парикмахера, швеи. Иллюстрации по теме «Профессия» и «Инструменты». Сундук с инструментами: топор, лопата, молоток, пила, кисть, ножницы. Инструменты по профессиям к игре «Кому что нужно»: слушалка, градусник, шприц, плоскогубцы, молоток, отвертка, ложка, кастрюля, сковорода, ножницы, фен, расческа, кисти, краски, альбом, весы, калькулятор, счеты.  Карточки с инструментами для игры «Четвертый лишний». Мяч, скамейка, шесть стульев, шесть столов.

Ход занятия: Здравствуйте, ребята. Посмотрите вокруг. Вы видите что-нибудь необычное?  (Да. Возле доски мы видим большой конверт.) Как вы думаете, что там? (В конверте находится сюрприз.) Открывает конверт. В конверте письмо от веселых человечков. «Здравствуйте, ребята! Клуб веселых человечков приглашает вас в путешествие по городу Мастеров. Вместе с Буратино и Мальвиной вы познакомитесь с нужными и полезными профессиями, узнаете много нового и интересного. А в гостях у Чиполлино, Карандаша и Незнайки выполните увлекательные задания. В конце путешествия, преодолев все трудности, вы сможете выиграть сладкий приз. В этом увлекательном путешествии вам поможет волшебная карта. Удачного вам путешествия в город Мастеров!»

- А это что у нас? (Это волшебная карта.)  Почему вы так думаете? (Потому что здесь нарисован маршрут нашего путешествия.) Давайте посмотрим, куда мы должны отправиться в первую очередь? (Первая остановка у Буратино. Дети подходят к столу, где находится рисунок с Буратино.)  Буратино приготовил нам загадки. Послушайте их внимательно. Отгадкой к ним служат картины. «Зовут его, когда больны, Заботы так его нужны! Уверенно он в дом войдет, К больному близко подойдет, Пощупает: горяч ли лоб, Достанет свой фонендоскоп, Прослушает, заглянет в рот, Рецепт оставит и уйдет. Больному легче станет вдруг. Скажите, кто же этот друг?» (Это врач. Показывают на картину с изображением врача.) Почему вы думаете, что это врач? (Врач лечит людей, слушает, смотрит горло, выписывает рецепты.) Правильно.  Следующая загадка: «Профессии важнее нет: Он ходит в школу много лет, Всегда с веселой детворой, Ей открывает мир большой, Несет он знания и свет, Всегда готов нам дать совет.  Его привыкли уважать. Кто он? Вы можете назвать?»    (Это учитель. Показывают картину с изображением учителя.) Почему вы так думаете? (Потому что, он учит детей. Учитель дает знания детям.) Хорошо. Теперь дальше: «Есть у мамы на прилавке: куклы, мячики, булавки, Обувь – справа, ткани – слева, Чашки – на витрине. Мама, словно королева В нашем магазине». (Эта профессия продавец. Показывают картину с изображением продавца.) Почему вы так решили?  (Продавец продает в магазине продукты, игрушки, обувь.) Молодцы. Вот еще загадка: «Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?» (Это повар. Дети показывают на картину с изображением повара.)  Почему вы так решили? (Повар готовит супы, котлеты, салаты.) Замечательно. Теперь дальше: «Мама – золотые руки – Шьет рубашки, платья, брюки. Папа, я, сестренка Света –  Все с иголочки одеты». (Эта профессия называется швея. Дети показывают на картины с изображением швеи.)   Объясните, почему вы так думаете? (Швея шьет одежду.) Все загадки вы отгадали правильно. А теперь посмотрите еще раз на картины и подумайте, что же такое: врач, продавец, швея, учитель, повар, парикмахер? Как можно назвать одним словом? (Профессия.)  А что же такое профессия?  (Профессия – это дело, работа, которой занимается человек.)  А какие профессии вы еще знаете? (Милиционер, строитель, космонавт, пожарный, водитель, летчик.) Молодцы! Вы справились с заданием Буратино. Вот вам конверт, который вы должны сохранить до конца путешествия. Давайте посмотрим на карту. Что нас ждет дальше? (Мы должны двигаться к домику Мальвины. Дети переходят к столу, на котором есть изображение Мальвины.)  Мальвина приготовила нам игру «Что было бы если бы?» Я беру со стола картинку с любой профессией и задаю вопрос: «Что было бы, если бы не было врачей? Если бы не было поваров? Если бы не было учителей, строителей, парикмахеров?»  (Дети отвечают и объясняют, почему они так думают.)  Какой вывод мы можем сделать? (Все профессии нужные, полезные и важные.)

- Хорошо. Вы справились с заданием Мальвины. Вот вам еще один конверт, который нужно сохранить. Давайте снова обратимся к карте. (Теперь нам нужно спешить в мастерскую к Самоделкину. Дети переходят к столу, на котором есть изображение Самоделкина.)

- Смотрите, Самоделкин приготовил для нас волшебный сундучок. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы наощупь будете находить в сундуке. Итак, первая загадка: «Железная сестрица Зубаста и остра, Ее и клен боится, И тополь и сосна… И даже дуб боится Попасть под зуб сестрицы». (Это пила.)  Объясните, почему вы так думаете. (Пила пилит деревья, и они ее боятся.   Один из детей вытаскивает наощупь из сундука пилу.) Следующая загадка: «Сам худ – голова с пуд. На работу вышел – каждый услышал». (Это молоток.)  Почему? (Молоток стучит, все его слышат.  Достают из сундука молоток.)  Продолжаем отгадывать: «Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом, И ребятам помогаю Делать гору, строить дом». (Это лопата. Достают из сундука лопату.) Почему? (Лопатой чистят снег, убирают мусор.) Молодцы. Следующая загадка: «До обеда сгоряча поработает с плеча – И в итоге, будь здоров, Наломает столько дров». (Это топор.  Дети достают из сундука топор.)  Почему вы думаете, что это топор? (Топором рубят дрова.)   Слушайте дальше: «И белить и красить можно, Ею можно рисовать, Только надо осторожно, чтоб себя не замарать».  (Это кисть. Дети достают из сундука кисть.) Почему? (Кисточкой можно рисовать.)  И последняя загадка: «Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами дети: Можем больно наказать».  (Это ножницы. Дети достают из сундука ножницы.) Почему вы так думаете? (Ножницами можно вырезать. Ими можно подстригать.)

- Молодцы. Вы отгадали все загадки. А теперь давайте посмотрим на стол. Ножницы, кисть, топор, пила, лопата – как можно это назвать одним словом? (Это инструменты.) Да, ребята, для того, чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты. И с этим заданием вы справились хорошо. Вот вам еще один конверт. Что нас ждет дальше? (Дети смотрят карту. Нас ждет в гости Чиполлино.  Дети переходят к столу, где нарисован Чиполлино.)  Чиполлино приготовил для вас игру: «Кому что нужно?» Представим, что вы все сейчас станете работать. Катя будет художником, Стас – врачом, Илья – строителем, Ксюша – поваром, Влада – парикмахером, а Юля – продавцом. Всем вам раздам коробочки, и вы должны выбрать на столе для своей работы инструменты. (Детям раздаются карточки с изображением их профессии, коробочки и они выбирают со стола для себя инструменты. Каждый ребенок объясняет свой выбор.)  Какой вывод мы можем сделать? (Для каждой профессии нужны свои инструменты.) Вы справились с заданием.  Получите еще один конверт. И давайте снова обратимся к карте. (Теперь нас в гости ждет Карандаш. Дети переходят к столу, где нарисован Карандаш.)  Карандаш для встречи с вами приготовил рисунки инструментов. Но он что-то напутал и просит помочь ему разобраться. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Каждому из вас я раздам карточки. На них нарисованы инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один инструмент к этой профессии не относится. Определите его. И определите, к какой профессии относятся эти инструменты. (Дети рассматривают свои карточки. Объясняют, какой инструмент лишний и почему. Рассказывают, к какой профессии относятся нарисованные на карточке инструменты.)

- С заданием справились, молодцы! Карандаш отдает вам еще один конверт. И что у нас дальше по карте? (Дальше мы идем в гости к Незнайке. Дети переходят к тому месту, где нарисован Незнайка.) Незнайка хочет поиграть с вами в мяч. Он знает много инструментов, но что с ними делать он не знает. Поиграем в игру «Путаница». Я кидаю вам мяч, называю инструмент и что с этим инструментом делают, по мнению Незнайки. А вы мне называете правильный ответ. Ножом    шьют?  Метлой стригут?  Пилой причесывают?  Лейкой рубят?  Топором варят? Лопатой рисуют?  Иглой режут? Ножницами измеряют? Расческой копают?  Кистью пилят?  Градусником метут?  (Дети дают правильные ответы на вопросы) С заданием справились замечательно! И Незнайка также приготовил вам конверт.

- Теперь давайте сядем на стульчики, развернем все наши волшебные конверты и посмотрим, что там. (В конвертах находится головоломка. Дети складывают головоломку.)

- Что у вас получилось? (У нас получилась пословица о труде: «Терпение и труд – все перетрут».)

- Очень хорошо. А какие пословицы о труде вы еще знаете? (Дети называют известные им пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» и т.д.)

- Молодцы! Вы справились и с этим сложным заданием. Итак, что мы сегодня делали на занятии?

- Так что же такое профессия?  Что еще интересного или нового вы узнали? (Мы путешествовали в страну профессий.   Профессия – это работа или труд, которым занимаются люди.  Мы узнали, что для каждой профессии нужны специальные инструменты.)

«Профессий много разных есть,

И все их нам не перечесть.

Не так уж важно, кем нам быть,

Достаточно свой труд любить».

- Все профессии очень важные, полезные и нужные.  Какая профессия вам понравилась больше всего и почему? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (Дети отвечают и аргументируют свои ответы.)

- Вы хорошо потрудились на занятии. И клуб веселых человечков приготовил вам сладкий приз. (Детям вручается коробка с конфетами.)  Спасибо за занятие.

 

Автор: Карпенко Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 90 общеразвивающего вида»

г. Магнитогорска