rainbow

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

для воспитанников дошкольного возраста

«Мудрые сказы Павла Бажова»

 

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого - с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова - это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.

         Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе - сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
  • формировать чувство гордости за свой родной край.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Ожидаемый результат:

- обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

- активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

- высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас; 

- проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

- Познакомить с темой проекта детей и родителей.

- Провести консультацию для родителей «Сказы П. П. Бажова детям».

- Сбор материала о П.П. Бажове.

- Чтение произведений П.П. Бажова.

- Оформить выставку книг П.П. Бажова в книжном уголке, рассматривание иллюстраций к сказам Бажова.

- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2 Этап. Основной.

ОО

Мероприятие

Задачи

Физическое развитие

Подвижные игры

«Пчелы», «Бег по стволу», «Золотые ворота», «Овечки», «У дедушки Трифона», «Веточка», «Постромушка – построма», «Пять стеклышек».

Тематическое физкультурное занятие «Игры народов Урала».

Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена».

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

 

 

 

Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова.

Социально – коммуникативное развитие

Занятие «Поможем жителям всей планеты».

 

Беседа «Что случится с людьми, если…»

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира.

Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине.

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки  самоконтроля.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова; иллюстраций о жизни простых людей тех времён;

рассматривание

иллюстраций и книг П.П.Бажова.

Познавательный досуг «Кладовая Хозяйки Медной горы».

 

Дидактические игры по сказам Бажова «Шкатулка сказов».

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова. Дать детям знания о культуре и быте народов Урала.

 

 

 

Познакомить детей с уральскими самоцветами. Какие драгоценные и полудрагоценные камни добываются на Урале.

Учить играть в речевые дидактические игры.

Закреплять знания детей о сказах Бажова.

Речевое развитие

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»;

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине;

Заучивание стихов об Урале и сказах П.Бажова.

Участие в городском конкурсе чтецов.

Экскурсия в библиотеку.

Чтение:

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка».                

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу.

 

Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

 

Художественно – эстетическое развитие

Рисование  

«Путешествие по сказам Бажова»

Лепка:

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

Аппликация:

«Ящерица».

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

 

Разучивание песен:

«Добрая сказка»; «У нас на Урале»;

хоровод «Уральский»; песня «Край родной».

Музыкальные игры:

«Голубая змейка», «Перстенёк»

Досуг: «Наш Бажов»

Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Этап. Заключительный.

- Выставка рисунков по сказам Бажова;

- Итоговое занятие «Добрый сказочник П. П. Бажов»;

- Оформление выставки детских творческих работ и методических пособий по теме «Мудрые сказы П.П. Бажова».

Литература:

1. З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».

2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.

3. Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце», «Великий Полоз».

Вывод.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

 

Автор:Карпенко Ирина Владимировна

МДОУ "Детский сад № 90

общеразвивающего вида"

г. Магнитогорска