Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
для воспитанников дошкольного возраста
«Мудрые сказы Павла Бажова»
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого - с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова - это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Задачи:
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
- обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
- активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
- высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
- проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
- Познакомить с темой проекта детей и родителей.
- Провести консультацию для родителей «Сказы П. П. Бажова детям».
- Сбор материала о П.П. Бажове.
- Чтение произведений П.П. Бажова.
- Оформить выставку книг П.П. Бажова в книжном уголке, рассматривание иллюстраций к сказам Бажова.
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2 Этап. Основной.
ОО |
Мероприятие |
Задачи |
Физическое развитие |
Подвижные игры «Пчелы», «Бег по стволу», «Золотые ворота», «Овечки», «У дедушки Трифона», «Веточка», «Постромушка – построма», «Пять стеклышек». Тематическое физкультурное занятие «Игры народов Урала». Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена». |
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова. |
Социально – коммуникативное развитие |
Занятие «Поможем жителям всей планеты».
Беседа «Что случится с людьми, если…» |
Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира. Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине. Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки самоконтроля. |
Познавательное развитие |
Рассматривание иллюстраций Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова; иллюстраций о жизни простых людей тех времён; рассматривание иллюстраций и книг П.П.Бажова. Познавательный досуг «Кладовая Хозяйки Медной горы».
Дидактические игры по сказам Бажова «Шкатулка сказов». |
Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова. Дать детям знания о культуре и быте народов Урала.
Познакомить детей с уральскими самоцветами. Какие драгоценные и полудрагоценные камни добываются на Урале. Учить играть в речевые дидактические игры. Закреплять знания детей о сказах Бажова. |
Речевое развитие |
Занятия: Беседа «Что мы знаем о П.Бажове»; Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине; Заучивание стихов об Урале и сказах П.Бажова. Участие в городском конкурсе чтецов. Экскурсия в библиотеку. Чтение: Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка». |
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу.
Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала. Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.
|
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование «Путешествие по сказам Бажова» Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки», «Малахитовая чаша», Аппликация: «Ящерица». |
Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм. |
|
Разучивание песен: «Добрая сказка»; «У нас на Урале»; хоровод «Уральский»; песня «Край родной». Музыкальные игры: «Голубая змейка», «Перстенёк» Досуг: «Наш Бажов» |
Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество. |
3 Этап. Заключительный.
- Выставка рисунков по сказам Бажова;
- Итоговое занятие «Добрый сказочник П. П. Бажов»;
- Оформление выставки детских творческих работ и методических пособий по теме «Мудрые сказы П.П. Бажова».
Литература:
1. З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
3. Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце», «Великий Полоз».
Вывод.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Автор:Карпенко Ирина Владимировна
МДОУ "Детский сад № 90
общеразвивающего вида"
г. Магнитогорска
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)