rainbow

Использование многоразовой основы для лепки

в работе с детьми дошкольного возраста

 

Уже в раннем возрасте у детей проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией. Происходит развитие познавательных потребностей как структурного компонента творческого потенциала ребенка.

Новые знания и умения ребёнок не может получить сам без занятий, без помощи и умелого руководства со стороны взрослого.

По сравнению с самостоятельной деятельностью детей занятиям в этом возрасте отводят в течение дня небольшое количество времени, однако при правильной организации они имеют огромное воспитательное значение.

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски и т.д.

Развитие мелкой моторики ребенка имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Начинать развивать мелкую моторику необходимо как можно раньше.

Существует много способов и средств развития мелкой моторики у детей.

В своей педагогической деятельности я систематически использую различные упражнения и игры по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Сегодня же мне хотелось бы рассказать об использовании в работе с детьми многоразовой основы, которую я использую в работе с детьми, чтобы занятия проходили более интересно и познавательно.

Многоразовая основа для лепки – это такие планшеты, изготовленные своими руками. Для их изготовления необходимо на плотном листе картона расположить изображение различных предметов, например, тарелка, дерево, курица с цыплятами на травке, птицы на кормушке и др.Затем эти листы картона обклеиваются плотной пленкой или ламинируются, для того, чтобы после работы легко удалить кусочки пластилина.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Прежде чем приступить к занятиям лепкой, мы знакомим детей с пластичными материалами, даём возможность ощутить их фактуру, свойства, учим разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук, стараемся сформировать интерес к работе с пластилином. Детям показываем, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать, изменяя его форму. Даём детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста мы проводим как индивидуально, так и в небольших группах по 2-4 человека. Длительность занятий с детьми второго года жизни составляет 7-10 минут. Для того чтобы закрепить навыки малышей, мы используем один и тот же сюжет несколько раз.

Изготовленные планшеты мы используем как в процессе непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей.

Многоразовые основы являются универсальными, так как могут быть использованы много раз и для разных тем. Например, на планшет с нарисованным деревом осенью дети приклеивают оранжевые, жёлтые листочки, летом зелёные листья, яблоки, а зимой укутывают их снегом, делают рябину для снегирей.

В пустую баночку можно складывать как разноцветные витаминки, конфетки, так и солить овощи, готовить из ягод варенье.

Придумать и изготовить таких планшетов можно целое множество: так в аквариуме мы делаем рыбок, водоросли, камни, курочке предлагаем для угощения зернышки, червячков, делаем пятнышки жирафу, божьей коровке, мухомору, полоски тигру или зебре, делаем лепестки цветочкам, зажигаем фонарики или огоньки на ёлке.

Ребенок может лепить элементы, как в произвольном порядке, так и на конкретные места.

Размазывать пластилин пальчиками или ладонью. Изготовьте планшет с изображением медведя и предложите сделать для него берлогу или, например, укрыть куклу одеялом и т.д.

Раскатывая колбаски, наши ребята делают солнышку лучики, лепят крендельки, баранки, делают улиток и многое другое.

Для создания картинок с помощью приема вдавливания мы используем основу, на которую равномерно нанесён слой теста или пластилина.

Для вдавливания применяются различные мелкие предметы: ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки и пр., а также различные материалы: крупы (горох, фасоль, гречка), пенопласт и др.

В начале работы с использованием описанного приема выбираются такие сюжеты, которые позволяют располагать вдавливаемые детали в любой последовательности.

В дальнейшем предлагаются сюжеты, требующие расположения деталей в определенном порядке или в определенной последовательности, что способствует развитию у детей пространственных представлений - понятий верх, низ, в центре, рядом, в углу и пр.

Кроме того, подобные многоразовые планшеты можно также использовать для рисования.

Стоит вместо пластилина взять маркеры на водной основе и вот уже планшеты превращаются в многоразовые основы для рисования.

Вытерев их влажной салфеткой можно создавать всё новые и новые творческие работы.

Создание каждой такой картинки превращается в настоящую игру. С детьми ведётся непрерывная беседа, используется стихотворный материал.

Занятия с использованием многоразовых основ очень нравятся детям своей необычностью. Интерес к занятию у детей создаётся при помощи сюрпризных моментов, внесения сказочных персонажей. Дети с удовольствием выполняют все задания, получая при этом массу положительных эмоций.

Мы стараемся на занятиях предоставлять детям, как можно больше самостоятельности, чтобы пробудить фантазию малыша.

В свободное от занятий время дети часто занимаются в изоуголке с многоразовыми планшетами самостоятельно, с гордостью показывают свои индивидуальные и коллективные работы родителям.

Таким образом, считаю, использование многоразовых основ эффективным средством развития детей уже с раннего возраста и рекомендую изготовить и использовать такие планшеты у себя в группе.

 

Автор: Шильцына Эвелина Сергеевна

воспитатель

СП ГБОУ СОШ № 6 Д/с № 14

г.о. Отрадный Самарской области