rainbow

Формирование основ экономической культуры

у детей дошкольного возраста

 

В настоящее время происходят очень быстрые изменения в разных сферах, в частности, в экономике страны. Все происходящие изменения влияют и непосредственно на самого человека, ставя его перед необходимостью обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству и т.д.

Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Экономическое воспитание дошкольников сейчас является новым направлением дошкольной педагогики. Одной из его задач на современном этапе является формирование у детей основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания.

В современной дошкольной педагогике данную проблему изучают Л.С. Гумерова, Р.Р. Денисова, В.П. Макеенок, Е.О. Полосухина, Е.А. Сидякина, Е.М. Феденева, С.Г. Юсупова и другие авторы.

Учеными РАО разработана и утверждена единая концепция экономического образования детей и подростков, согласно которой обучение надо начинать с дошкольного возраста.

Однако, проведя анализ психолого-педагогических исследований по данному вопросу, я пришла к выводу, что данная проблема изучена недостаточно.

На мой взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личность ребенка.

Поэтому необходимо, чтобы в процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходило формирование нравственных качеств дошкольников, что в последствие будет находить свое выражение в поступках и поведении детей.

Несмотря на важность экономического воспитания дошкольников в современном мире, ему уделяется недостаточно внимания.

В нашем детском саду было проведено исследование, которое показало, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются неглубокие представления об экономической жизни людей. Некоторые дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их. Дети знают, где работают их родители, но не могут сказать, чем они занимаются на работе, не понимают важность той или иной профессии. Имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные. Дети не понимают значение большинства экономических понятий и не употребляют в речи экономические слова. Бережное отношение к вещам свойственно лишь некоторым детям, другие не относятся бережно к личной и общественной собственности.

Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мной была составлена система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствуют сказки.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка (народная, авторская) обучает и воспитывает, т.е. несет в себе богатый образовательный и воспитательный потенциал. Именно поэтому мной, в качестве средства формирования экономических представлений и повышения уровня экономической культуры у детей, была выбрана именно сказка.

Был проведён детальный анализ сказок на предмет экономического содержания, поиск экономических категорий («труд», «деньги», «товар», и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Сказки были разделены на несколько групп:

- сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения;

- сказки, отражающие труд людей;

- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»;

- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Выбранные сказки мы используем в педагогическом процессе по-разному:

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.);

- в свободной деятельности самих детей (игры – драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Экономическое содержание сказок также развивает у детей системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

Дети знакомятся с различными профессиями, у них происходит формирование нравственно-экономических качеств личности (бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости), а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

В процессе трудового развития дети приобщаются к труду людей, учатся его уважать и понимать его значимость, в процессе игровой деятельности знакомятся с такими понятиями как: «обмен», «деньги», «рынок», «реклама» и т.д. Все эти знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Основными педагогическими условиями, которые я использую для построения системы образовательной деятельности на основе специально подобранных сказок, являются:

- использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности ребёнка;

- организация комплексной работы со сказкой;

- создание экономически развивающей предметно-пространственной среды группы.

Примерный план работы со сказкой на один месяц

 

 

Название сказки

Тема

Первая неделя

1.

«Как мужик на базаре корову продавал»

Реклама

2.

«Буратино»

Деньги

Вторая неделя

3.

«Бизнес Крокодила Гены»

Семейный бюджет

4.

«Морозко» и «Госпожа Метелица»

Труд, лень; прибыль, убыток

Третья неделя

5.

 «Каша из топора»

Бережливость, жадность, доброта, расточительность

6.

 «Али-Баба и сорок разбойников»

Труд, лень

Четвёртая неделя

7.

«Муха Цокотуха»

Деньги, цена, сдача

8.

«Со сказочными героями в мир Экономики»

Экономика

С целью повышения эффективности, проводимой нами работы мы стараемся привлечь внимание родителей к данной проблеме.

Примерный план работы с родителями на один месяц

 

Форма работы

Тема

Первая неделя

Беседа

«Дети и экономика»

«Зачем ребёнку экономика»

Вторая неделя

Рекомендации

«Экономическое воспитание детей в семье»

Третья неделя

Фотовыставка

«Профессии нашей семьи»

Четвёртая неделя

«Круглый стол»

«Экономические традиции нашей семьи»

 

Таким образом, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения позволяет обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы.

Автор: Тощева Ирина Викторовна

воспитатель

СП ГБОУ СОШ № 6 Д/с № 14

г.о. Отрадный Самарской области