rainbow

Занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста

по ознакомлению со свойствами различных предметов

 

Ознакомление со свойствами бумаги

Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Ход занятия – беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: 3 белых полоски (папиросная бумага, глянцевая, чертежная), 1 - из цветной бумаги (у детей, сидящих за одним столом, полоски должны быть разного цвета).

Сегодня мы с вами, - говорит педагог - будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас. Выслушивает ответы детей: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги; продолжает: «Про них можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Какие полоски? Скажите, какого цвета бумажные полоски». (Белые, серые, есть красные, синие, есть желтые...)

Можно сказать, что бумага бывает разных цветов, - уточняет педагог. Как я сказала про бумагу? Она бывает...? (Разных цветов) Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она. Выслушивает ответы, обобщает: “Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая, поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой. Теперь определите толщину полосок. Что вы заметили? Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна – из очень тонкой бумаги)

Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (Шуршит) А, что еще вы заметили? (Мнется)

Вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная, - объясняет воспитатель. Затем она предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была, делает вывод: “Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и что? (Не распрямляется, не разглаживается)

А сейчас оторвите по кусочку от полосок. Что вы заметили? (Очень легко оторвать кусок от любой полоски)

Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага легко рвется.

Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? Почему мы говорим, что бумага непрочная?

Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: «Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы.

Смотрите, кукла Наташа пришла. Добрый день, Наташа! Мы тебе нужны?»

Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю.

Та поясняет детям: «Наташа хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать». Выслушивает ответы детей, обобщает: «Красное платье из бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а, …  Впрочем, посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду».

Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась. После того как вторая подгруппа рассмотрит намокшую бумагу и вернется на стулья, педагог подводит итог наблюдаемому на занятии, вычленяя особенности бумаги (см. цель занятия). 

Ознакомление со свойствами ткани

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.

Ход занятия - беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один - из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.

“Сегодня, - говорит воспитатель, - мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки (как можно сказать?) разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них”. Выслушивает ответы, обобщает их: «Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?»

Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный). Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?

А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других.

Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей)

Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? (Бывает красной, белой и т. д.)

Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? (Сам синий, а горошек беленький) Говорят, - уточняет воспитатель, - синяя ткань в белый горошек.

А у Андрея? (У меня красная ткань в белый горошек) У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.

Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? (Цветочками)

А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать - полосатая.

А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили? Выслушав ответы, педагог обобщает: “Ткань бывает толстая и бывает тонкая”.

А когда вы мяли ткань, что выяснили еще? Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.

Дети! Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага...? (Легко мнется) Измятая бумага так и остается… что? (Измятой, не распрямляется)

Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?

Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? (Не рвется) А бумага рвалась?

Дети, если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? (Намокнут) А порвутся они, как бумага? (Ответы) Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги.

Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты.

На 1 - 2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки - из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.

Сейчас, - говорит педагог, - вы все будете работать в ателье.

Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка. Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа). Из какой ткани вы сошьете красивое платье?

Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора.

Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы, подводит итог: говорит, что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии). 

Ознакомление с деревом и металлом

Цель: используя прием сравнения (в распоряжении детей по пластине из того и другого материала), познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе воспитателя, определить, из чего он сделан.

Ход занятия – беседы

Дети сидят за столами лицом к воспитателю. На столах лежат металлические пластины (из “Конструктора”) или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного “Конструктора”), фланелевые салфетки (используются для того, чтобы предметы не гремели).

Педагог показывает детям металлическую пластинку; спрашивает, из чего она сделана; выслушав, уточняет и обобщает ответы: “Пластина из металла. Если она из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая”. Дети повторяют.

Педагог показывает деревянную пластинку, по размеру и толщине соответствующую металлической, и проводит анализ, аналогичный первому. Закрепляет в речи детей слова из дерева, деревянный.

Далее воспитатель предлагает сравнить металл и дерево. “Сядьте удобнее, лицом к своему столу, - говорит он,- и возьмите металлическую и деревянную пластинки (их количество должно соответствовать числу детей). Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? (Шероховатое, не гладкое, шершавое) Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сломать брусок. И все-таки дерево мягче, а металл тверже.

Педагог предлагает провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот; спрашивает, что дети заметили, обобщает ответы, повторяет вывод: “Металл твердый, дерево мягче металла, его можно строгать ножом” (показывает).

Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы, - говорит воспитатель. - Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (Металлические) А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны...? (Из дерева) Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Выслушивает ответы) Да, звонче ударяются металлические ложки.

Проверьте, действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче. Дети ударяют сначала металлическими пластинками, потом деревянными, подтверждают вывод.

Педагог делает обобщения: “Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? (Шершавое, шероховатое)

Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла. Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина), звук от удара металлических предметов звонче.

Есть и еще одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую - деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево. Да, металл тяжелее, дерево легче”.

Далее воспитатель предлагает детям взять стулья и поставить их полукругом около ковра (или там, где это удобнее). В центр полукруга выдвигается детский стол. На него педагог высыпает множество деревянной и металлической мелочи: шарики, солдатики, посуду, пуговицы и др. (Предметов из дерева и металла должно быть на 4-5 штук больше числа детей.)

Педагог говорит: “Сейчас я позволю вам взять со стола любой предмет. Не спешите, их хватит всем. Взяв предмет, возвращайтесь на места. Я спрошу, кто что взял. Надо будет назвать и предмет, и материал, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный - из дерева”.

Воспитатель приглашает к столу детей. Когда они возвращаются на свои места, спрашивает 4-6 детей, что они взяли и какие это предметы; предлагает детям положить то, что они взяли, и, не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету; предлагает детям: “Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических”; проверяет, как выполнено задание. Если ребенок ошибся, предмет от него “убегает”. Воспитатель оценивает результаты выполнения задания.

Затем дети выбирают металлические предметы.

 

Автор: Кирпичникова Зимфира Загидулловна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №18 г. Челябинска»