rainbow

 Игра - важный инструмент оптимизации

двигательной активности учащихся

 

Перед учителями начальной школы стоит важная задача: поддержать оптимальный двигательный режим младших школьников.

Запас двигательной энергии ребёнка, особенно ребёнка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путём — в игре, и это хорошо было известно с древних времён. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», - замечает Е.А. Покровский. У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как раз именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры, бесспорно, составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...

  Завтрашний интеллект ребёнка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», - подчёркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов».

   В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать спортивные, специальные оздоровительные, подвижные игры. Остановимся на подвижных играх.

   К подвижнымотносятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

   Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны. Дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Они являются хорошей тренировкой в быстром переключении внимания и развитии его гибкости. Установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объёма и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Таким образом, основой для поддержания оптимального уровня двигательной активности младших школьников является игровая деятельность.

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности ребёнка, при этом дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. На перемене школьники стремятся повышенной активностью компенсировать вынужденную неподвижность на уроке. Специально подобранные старшие школьники организуют во время перемен подвижные игры. На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объёма двигательной активности.

Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса.

Представляю вашему вниманию несколько игр, которые пользуются наибольшей популярностью среди детей начальной школы.

Игра «Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

«Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку».

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Игра «Удержи шарик»

Дети делятся на пары. Для каждой пары чертится круг диаметром 1 м. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик. Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опускался над ними и над границами их круга. Нельзя «поправлять» траекторию полета шарика руками. Выигрывает та пара, которая сможет продержаться дольше всех.

Игра «Осьминог»

Игровая зона (комната, игровая площадка) делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть — берег. Можно отметить эту границу мелом или договориться, что «море» заканчивается возле шкафа. Выбирается «осьминог», который не может выходить на «берег», но зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза. «Купающиеся в море» участники могут дразнить осьминога песенкой: Осьминог — восемь ног! Нас поймать никак не мог!

Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

Игра «Ноев ковчег»

«Ноев ковчег» - это веселая игра для детей младшего школьного возраста, которая помогает развивать слуховое восприятие и раскрепощенность.

Дети делятся на две команды. Каждой выдается одинаковый набор карточек с изображением разных животных. Игроки наугад берут по одной из них (другим показывать изображение нельзя). Потом в комнате выключают свет или всем плотно завязывают глаза. Каждый из игроков начинает издавать звуки, соответствующие выбранному животному (например, нарисована корова – значит, дети начинают мычать). Задача игроков – по этим звукам в темноте найти свою пару. Когда двое, изображающие одинаковых зверей, встречаются, они берутся за руки и замолкают. Когда наступит тишина – игра заканчивается. Выигрывает пара, встретившаяся первой.

Примечание. Желательно, чтобы картинки не изображали животных, издающих похожие звуки – например: пару «львов» будет очень сложно отличить от «тигров» или «медведей».

                                             

Автор: Ларчина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»

г. Череповца Вологодской области