rainbow

Работа с родителями по экологическому воспитанию

 

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, т.к. деятельность человека в природе часто безграмотна, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль ДОУ в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Задача воспитателей - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие "экологическая культура"? Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания - эмоциональное отношение и практические поступки и поведения детей: сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и др.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссия). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог-родитель, педагог-ребенок-родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, её микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

При выборе форм с родителями нам надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Например, при организации родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием.

Родительское собрание можно начать с КВН между командой родителей и детей. А после ухода детей проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

- основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде,

- одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье.

Для формирования экологической культуры нужно:

-  дать детям элементарные научные знания о природе;

- поддерживать интерес к познанию окружающего мира;

- научить видеть в ежедневном, повседневном - чудесное, в привычном -непривычное;

- вызывать эстетические переживания (живое прекрасно);

- сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы).

Одним словом, мы должны закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных занятий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научаться слушать музыку "полей и лугов, любоваться травами, насекомыми, птицами одним слово, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь".

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей: например, не затушенным костром, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия - уборка мусора, расчистку родников и.т.д.

Особое внимание нужно уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации, словесные ситуации.

В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе".

Начать можно с прослушивания аудиозаписи рассказов детей о своих питомцах.

Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди!

Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель беседы - заинтересовать. Поэтому для каждой группы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным:

1. Имеются ли дома птицы, рыбки, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье? На улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?

4. Как вы сами относитесь к животным?

5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в вашем доме (книги, прогулки, труд, уход)?

Советы к родителям, чьи дети проявляют жестокость:

1. Прочитать книги о природе Пришвина, Чарушина, Бианки, Паустовского.

2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать вместе помощь животным на улице.

Вопросы родителям, чьи дети проявляют равнодушие к животным:

1. Имеются ли дома объекты природы?

2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность.

4. Задумывались ли вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Чтобы вы предложили для поддержания интереса к природе?

Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным:

1. Вырастить в семье комнатное растение, зарисовать его. Ребенок должен знать цель - подарить кому-то, украсить комнату и др.

2. Приобрести игрушку - образ животного, обыграть её.

Ещё одна форма работы с семьей - педагогические ширмы, в которых необходимо давать родителям четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например, что рассказать ребенку, чему научит его, на что обратить внимание.

 Здесь же воспитатель может предложить родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослых. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят? Например, "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Объясните.

Консультацию "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье" можно начать с просмотра выставки книг о природе для детей. Здесь важно напомнить, что нужно прочитать книгу самим. Можно показать сценку, как вести себя в природе. А затем порекомендовать делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи и т.д.

 

Автор: Железнова Тамара Михайловна  

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №296»

г.о. Самара