rainbow

Алгоритм разработки школьного проекта

по технологии, биологии на примере темы:

«Сравнительная характеристика сортов картофеля»

 

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Рассмотрим постановку проблемы, его реализацию на примере проведенной исследовательской работы в МОУ «СОШ суглубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о Саранска учеником 7 класса Филатовым Максимом. Для начала следует отметить, что работа была проведена в форме самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время. Сначала была поставлена задача, дать характеристику объекта проектной деятельности (народнохозяйственного значения картофеля).

Картофель является важнейшей пищевой и технической сельскохозяйственной культурой России и Мордовии. Оценивая состояние производства картофеля в России, необходимо отметить, что за последние годы в данной сфере произошли существенные изменения. Значительно расширились посевные площади, увеличились объемы выращивания этой культуры в индивидуальном секторе, резко сократились площади и валовые сборы в общественном.

Картофель – культура разностороннего использования. Благодаря содержанию в клубнях крахмала, белка высокого качества и витаминов он является исключительно важным продуктом питания. Европейской кухне известно более 200 блюд картофеля.

Клубни картофеля служат сырьем для спиртового, крахмалопаточного, декстринового, глюкозного, каучукового и других производств.

Картофель хороший корм для скота. На корм используются клубни в сыром и запаренном виде, силосованная ботва, а также продукты его переработки – мезга и барда.

В России наиболее значительные площади посадок картофеля приходится на Нечерноземную зону - 1,4 млн га при общей площади посадок 3,3 млн га. Средняя урожайность картофеля около 16 т/га.

При реализации поставленных задач проектного исследования важно знать биологические особенности изучаемого растения. На основании доступной литературы изучаются ботаническая характеристика растения и его биологические особенности.

Ботаническое описание. Картофель относится к семейству пасленовые (Solanaceae). По своей природе культурный картофель относится к многолетним растениям.

Корневая система мочковатая, разветвленная. При прорастании глазков сразу образуются вторичные корни, позже формируются столонные, по 4-5 около каждого столона. Большая часть корней залегает в пахотном слое.

Стебли прямосточные, ветвистые, 3-4-гранные, выстой в среднем 0,5-1,0 м, иногда с антоциановой окраской. Число стеблей в кусте 4-8.

Клубень – своеобразный, сильно укороченный подземный стеблевой побег со спирально расположенными глазками.  В них обычно закладывается по 2-3 почки.

Листья сложные, черешковые, непарно-перисторассеченные, с 4-5 парами супротивных долей, между которыми находятся более мелкие дольки и долечки.

Соцветие – сложный завиток, состоящий из 2-3 простых завитков, в каждом из которых 4-5 цветков.

Плод – двугнездная многосемянная ягода шаровидной или овальной формы, напоминающий маленький зеленый помидор.

Семена мелкие, желтые или коричневые; масса 1000 штук.

Следующим этапом является сформулирование целей задач и разработка методик реализации проекта.

Целью работы является изучение влияния сорта на урожайность и качество картофеля.

В 2018 году в приусадебном хозяйстве в селе «Поводимово» Дубёнского района Республики Мордовия были проведены поисковые исследования по изучению влияния возделываемых сортов на урожайность и качество клубней картофеля. Опыт проводился по следующей схеме:

1. Районнированный сорт Удача (контроль)

2. Местный белоклубневый

3. Местный красноклубневый

Опыты закладывались в трехкратной повторности. Размещение делянок систематическое (фото 1).

 

 Фото 1. Схема размещения делянок 

 Размеры делянок 14м2 (1,4 м ×10 м), учетная площадь делянки – 7 м2. 

На опытах проводили наблюдения, учеты и анализы по общепринятым методикам. Фенологические наблюдения, учет густоты всходов, измерение высоты стеблей, определение структуры урожая осуществляли по методике Государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур (1985). 

1. Фенологические наблюдения и измерения высоты растений проводили по 10 растениям на 3 – х фиксированных площадках. 

2. Накопление урожая клубней картофеля в динамике на 5 растениях 

3. Урожайность картофеля определяли методом сплошного учета. 

4. Анализ структуры урожая определяли по 10 растениям. 

5. Содержание сухого вещества и крахмала определяли методом вытесненной воды (Майсурян Н.А.,1970) 

Все наблюдения, измерения и учеты были приурочены к основным фазам роста и развития растений. Осуществлялся комплекс наблюдений за растениями и учтены погодные условия. 

Предшественником картофеля в опытах были однолетние травы. После уборки предшественников провели зяблевую вспашку. 

Весенние агротехнические мероприятия начали с ранневесеннего боронования зяби боронами БЗСТ – 1,0. Затем внесли минеральные удобрения (нитроаммофоску) из расчета N48Р48К48. После внесения удобрений провели перепашку на глубину 16 – 18 см. Посадку проводили вручную с междурядьями 70 см, из расчета 45 – 50 тыс. растений на 1 га. Глубина посадки 6 – 8 см. 

Результаты исследований показали, что разные сорта картофеля имели неодинаковое количество стеблей на один куст (таблица 1). 

Таблица 1. Количество стеблей картофеля 

Сорт

Количество стеблей на 1 куст, шт

Отклонения от контроля

Удача

7

-

Местн. белоклубневый

4

- 3

Местн. красноклубневый

4

- 3

  

Как видно из таблицы, наибольшее число стеблей (7 шт.) было у районированного сорта картофеля Удача. У местных сортов в среднем на один куст приходилось по 4 стебля. 

Результаты исследований показали, что изучаемые сорта имели разную высоту (таблица 2). 

Таблица 2. Высота стеблей картофеля в зависимости от сорта 

Сорт

Средняя высота стебля, см

Отклонения от контроля

Удача

44,6

-

Местн. белоклубневый

58,7

+ 14,1

Местн. красноклубневый

54,7

+ 10,1

 

Как видно из таблицы № 2 стебли местных (эндомичных) сортов имели большею высоту по сравнению с районированным сортом. Так, у белоклубнёвого она составила 58,7 см., а красноклубнёвого – 54,8 см (у сорта Удача – 44,6 см.). 

Разные сортотипы картофеля сформировали неодинаковый урожай клубней (таблица 3). 

Таблица 3. Урожайность и качество клубней картофеля разных сортотипов 

Сорт

Урожай, т/га

Содержание

Сухих веществ, %

Крахмальное число

Крахмала, %

Удача

51,45

19,1

13,4

11,9

Местн. белоклубневый

54,43

20,6

14,9

13,4

Местн. красноклубневый

52,66

20,4

14,6

13,1

Наименьший урожай в наших поисковых исследованиях сформировал районированный в Мордовии сорт Удача. На этом варианте опыта она составила 51,45 т/га. Местны (эндомичные) сорта обеспечили урожай выше: красноклубневый сорт 52,66 т/га, белоклубневый сорт 54,43 т/га. 

У местных сортов выше было и содержание сухого вещества и крахмала в клубнях. Так, если у сорта Удача содержание крахмала составило 11,9 %, то местный красноклубневый сорт имел крахмалистость 13,1, а белоклубневый 13,4 %. 

Соответственно разным был и выход крахмала с 1 га. У сорта Удача он равнялся 6,12, у местного красноклубневого 6,84, а белоклубневого – 7,29 т/га. 

Завершающим этапом проектной деятельности является подведение результатов работы. В нашем случае это рекомендации или предложения по выращиванию наиболее продуктивного и качественного сорта картофеля. 

Таким образом, на основании проектного исследования можно сделать вывод, что местный белоклубнёвый сортотип имел наивысший урожай и выход крахмала с 1 га. Его и рекомендуется возделывать на приусадебных участках в данной зоне.  

Авторы: 

Аверкин Павел Михайлович 

учитель технологии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным 

изучением отдельных предметов № 18», 

РФ, Республика Мордовия, г. Саранск 

Филатова Наталья Владимировна 

учитель биологии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа 

с углубленным изучением отдельных предметов № 18», 

РФ, Республика Мордовия, г. Саранск 

Голубовская Елена Викторовна 

учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа 

с углубленным изучением отдельных предметов № 18», 

РФ, Республика Мордовия, г. Саранск