rainbow

Методы и приёмы развития активной речи детей в дошкольном возрасте

 

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений в педагогике является работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.

В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей.

Выделяют три группы методов

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Основными приёмами активизации речевой деятельности дошкольников являются:

- подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры;

- драматизации;

- логопедическая ритмика, действия под музыку;

- проблемные ситуации;

- комментированное рисование;

- психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);

- введение игровых персонажей;

- постановка вопроса;

- подстановка недостающего слова;

- подбор синонимов и антонимов;

- развитие невербальных средств и другие.

Цель - активизация речи на основе закономерностей познавательной деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития компенсаторных механизмов.

Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,

направленных:

1. на активизацию самой деятельности детей, которая способствует речевой активности.

Для этого при обучении детей можно использовать приём подражательной деятельности. С детьми проводится мимическая гимнастика, пантомимика и просодика. Традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица это: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся эти упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).

Одним из приёмов преподавания, является движение в образах. Достаточно большое внимание отводится двигательной активности детей. Во время занятий помещение можно превращать в сложно организованное пространство, существовать в котором можно в трёх позициях.

1. сидя за столами;

2. стоя (например: рассматривать - пейзаж за окном, картину, рисунки, а так же играть в мяч);

3. сидя (или даже лёжа на животе на ковре).

Такое расположение открывает новые возможности для перемещений. На занятиях дети могут перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если сидят на ковре, то выполняющий задание может не «выйти к доске», а выползти на четвереньках в середину круга). А также могут расположиться буквой П, или парами, или микро группами. Основной эффект такой организации пространства - разрушение казённой атмосферы, академической холодности, а, следовательно, расширение границ возможного, а это способствует желанию отдать все силы во время освоения любой учебной деятельностью. Таким образом, эти методы и приёмы являются предпосылкой для активной речевой деятельности.

2. на активизацию компонентов речевой деятельности.

Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний - во время наблюдений, экскурсий, а также, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями - сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано. Например, игровая ситуация с куклами: «Я должен спросить маму».

Особая роль отводится словесным играм. Цель - обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот»).

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях, так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей. Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Метод моделирования позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а также с элементами творчества.

Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа).

Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

3. на активизацию речи в разных видах деятельности.  Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для вербальной.  

Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра - метод и способ обучения. Во всех видах игр - активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Различные варианты игр «Жмурки», «У медведя во бору», «Мороз красный нос», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Серебряный пояс» помогают почувствовать себя в роли лидера, что несомненно влияет на формирование адекватной самооценки. Игры предполагаются соответственно особенностям детей. Робкие и заторможенные назначаются ведущими (лидерами), а гиперактивным подбираются более спокойные роли. Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей. Работа по активации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр - драматизации, инсценировок, творческих, сюжетно - ролевых игр, игр-импровизаций. Приёмами, стимулирующими активную речь у детей, является возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов и грима, использование элементов декорации, сюрпризного появления игрушек, персонажей. В начале обучения - это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», где дети могут сами проявить инициативу, принять на себя понравившуюся роль. Затем постепенно усложняется речевой материал в незнакомых сказках, потешках, стихах, преподносимых педагогом, давая детям возможность самим произвести с ними действия. Театр ложек: «Колобок», верховой театр: «Лиса, заяц и петух», кукольный театр: «Красная шапочка», «Дюймовочка» и т. д.

В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.

Следующий вид деятельности - изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение. Речевая активность в результате использования подобного вида занятий повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций».

На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности.

Для развития коллективного творчества можно использовать рисуночные игры: «Страна клякс», «Нарисуй узор», «Наша группа». При работе над формированием адекватной самооценки используются игры: «Рисуем эмоции пальцами», «Моё настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Моя земля».

Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.

Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.

 

Автор: Лыткина Екатерина Владимировна

воспитатель

МБДОУ № 24 «Космос»

г. Сургут