Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий с применением нестандартного оборудования
В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Физкультурные занятия - это основная форма физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей. Однако постоянное использование только традиционной структуры занятий зачастую ведет к снижению интереса детей к ним и, как следствие, к снижению их результативности. И актуальность этой проблемы приобретает особую остроту для ДОУ.
Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.
«Нетрадиционность» предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, применение нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
- на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Нестандартное оборудование позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки в основных видах движения, развивать физические качества (быстроту, ловкость, выносливость), способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, повышению двигательной активности, повышению эмоционального настроя и появлению желания играть.
В нестандартном оборудовании детей привлекают необычные формы и красочность. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности. У детей развивается творчество, фантазия, инициативность и изобретательность в самостоятельной деятельности. Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличивается моторная плотность физкультурных занятий. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
Поэтому нестандартное оборудование никогда не бывает лишним и скучным.
Мешки для строительного мусора можно использовать как нестандартное оборудование. Они достаточно универсальны, легко обрабатываются и украшаются, легко складываются и занимают мало места при хранении. Их можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.
Занятия с мешками могут носить как развлекательный, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.
Применять на утренней гимнастике, на разминке и ОРУ из разных исходных положений: стоя с мешком в руках или лежа на мешке как на коврике.
В основных видах движений: (попади мячом в мешок (в парах); прыжки в них и с ними из обруча в обруч, через бумы и т.д. При ходьбе по гимнастической скамейке, при ходьбе по ребристым дорожкам, при подлезании под дугу (держать мешок в правой и левой руке, над головой, перед грудью, за головой и т.д.)
Мешки можно применять в подвижных играх («давайте познакомимся» один мешок пустить по кругу под музыку, у кого в руках он останется при остановке музыки, тот называет свое имя; «кто дольше не уронит» подкидывать его вверх и не дать упасть; «передача мешков» по кругу друг другу на скорость; «бой мешками» положить маленькую подушку в мешок; «перетягивание» мешка, «космонавты»).
Применяются в эстафетах («переправа на льдинах», «прыжки в мешках», бег с мешком в руках между препятствиями, перекат в мешке до ориентира и обратно и другие.
На праздниках и развлечениях тоже можно использовать мешки (собрать мусор, сорняки).
В упражнении на дыхание (пробуем надуть мешок).
Для релаксации.
Есть еще много известных игр, которые можно адаптировать под игру с мешками: «горячая картошка», «бездомный заяц», «море волнуется» и т.д.
Мешки для строительного мусора заслуженно можно назвать нестандартным оборудованием, и это оборудование является универсальным и многофункциональным.
Автор: Дорошенко Анна Игоревна
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 96»
городского округа Самара
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)