rainbow

Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

 

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Педагоги дошкольных учреждений немало внимания уделяют речевому развитию детей. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В 2014 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором говорится о речевом развитии дошкольников:

1.  владение речью как средством культуры;

2.  обогащение активного словаря;

3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4.  развитие речевого творчества;

5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской культуры;

7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процессе обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Ф. Фребель выделяет следующие особенности дидактических игр:

  1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
  2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
  3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
  4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей, такие как П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • содержание игры;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:

- обогащать и закреплять словарь;

- формировать грамматические категории;

- развивать связную речь;

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать словесное творчество;

- развивать коммуникативные навыки.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

Развивать речь дошкольников помогают дидактические игры.

«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

В своей работе для развития монологической речи мною используются следующие дидактические игры:

1. «Что я чувствую». Цель: развитие умения выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия;

2. «Мишкины картинки». Цель: упражнение детей в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действия, объяснение связи предметной картинки элементами модели;

3.«Магазин игрушек».  Цель: составление описательных рассказов по схеме; группирование предметов по одному признаку, развитие речи, творческого воображения;

4. Составление схемы описания сказочных героев. Цель: учение составлению описания героев сказок (петушка, лисы), составление схемы описания;

5. «Выбери начало». Цель: закрепление у детей представления о структуре повествовательного текста, о его первой части — начале используя предметную модель;

6. «Маленькие сочинители». Цель: развитие умения придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развитие логического мышления, творчества.

Для формирования диалогической речи существуют следующие игры:

1. Игры с предметами (телефоном);

2. Словесные игры;

3. «Угадай, кто я»;

4. «Да и нет»;

5. «Будь внимателен!»;

6. «Передай письмо»;

7. «Ошибка»;

8. «Волшебный ключ»;

9. ГУСИ-ГУСИ (русская народная игра).

Таким образом, использование дидактических игр в работе способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

 

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 2009
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва, 2007 г.

 

Автор: Рязанова Елена Викторовна

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска»