Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Педагоги дошкольных учреждений немало внимания уделяют речевому развитию детей. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В 2014 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором говорится о речевом развитии дошкольников:
1. владение речью как средством культуры;
2. обогащение активного словаря;
3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4. развитие речевого творчества;
5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской культуры;
7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процессе обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Ф. Фребель выделяет следующие особенности дидактических игр:
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей, такие как П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре ребенок получает возможность:
- обогащать и закреплять словарь;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- расширять знания об окружающем мире;
- развивать словесное творчество;
- развивать коммуникативные навыки.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
Развивать речь дошкольников помогают дидактические игры.
«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».
В своей работе для развития монологической речи мною используются следующие дидактические игры:
1. «Что я чувствую». Цель: развитие умения выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия;
2. «Мишкины картинки». Цель: упражнение детей в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действия, объяснение связи предметной картинки элементами модели;
3.«Магазин игрушек». Цель: составление описательных рассказов по схеме; группирование предметов по одному признаку, развитие речи, творческого воображения;
4. Составление схемы описания сказочных героев. Цель: учение составлению описания героев сказок (петушка, лисы), составление схемы описания;
5. «Выбери начало». Цель: закрепление у детей представления о структуре повествовательного текста, о его первой части — начале используя предметную модель;
6. «Маленькие сочинители». Цель: развитие умения придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развитие логического мышления, творчества.
Для формирования диалогической речи существуют следующие игры:
1. Игры с предметами (телефоном);
2. Словесные игры;
3. «Угадай, кто я»;
4. «Да и нет»;
5. «Будь внимателен!»;
6. «Передай письмо»;
7. «Ошибка»;
8. «Волшебный ключ»;
9. ГУСИ-ГУСИ (русская народная игра).
Таким образом, использование дидактических игр в работе способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Список литературы:
Автор: Рязанова Елена Викторовна
воспитатель высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска»
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)