rainbow

Конспект НОД в подготовительной к школе группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Воздух – невидимка»

 

Программное содержание:

«Познавательное развитие»

Познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека.

Показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких.

Показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении.

Продолжать учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом.

Развивать внимание и наблюдательность, смекалку и сообразительность.

Воспитывать привычку к опрятности.

«Речевое развитие»

Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия: ноздри, легкие, кислород, углекислый газ.

«Социально-коммуникативное развитие»

Создать определенный эмоциональный настрой во время занятия.

Воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа: с Тимофеем, Полиной - упражнять в различении запахов, их узнавании.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением строения носа, бронхов, легких, беседа о функциях этих органов;

Обучение самомассажу, упражнениям на дыхание.

Беседа о правилах безопасности, охране своего организма от травм, простуд.

Дидактический наглядный материал: ноутбук, схема органов дыхания, полиэтиленовые пакеты, шарики из ваты, кофе, гвоздика , чеснок, лук,  яблоко, тмин, ваниль.

Методические приемы:

1. Организационный момент, загадывание загадки, вводная беседа.

2. Рассматривание схемы строения носа.

3. Опыты «Как мы дышим». Проблемный вопрос: Может ли человек прожить без воздуха?

3. И/У «Чей комочек улетит дальше?»

4. Физминутка.

5. Д/И «Угадай по запаху»

6. Беседа о здоровье дыхательных путей, точечный массаж носа.

7. Подведение итогов, чтение стихотворения.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Ну тогда послушайте, пожалуйста, загадку: «Между двух глаз я в середине один?» - правильно, это нос. А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать. И хотя носы у всех разные – у птиц – у журавля и аиста длинные, у слона гибкий хобот, у свиньи маленький пятачок, но на самом деле, даже самый маленький нос очень важная часть тела – носом мы дышим.

2. Строение носа.

Предлагаю рассмотреть с вами схему носа и вспомнить его строение.

Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. А что это за извилины? Это носовые ходы. Даня, повтори, пожалуйста.

Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.

А что же это за волоски в носу?

Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в легкие.

- Совершенно верно. А что же еще есть у нас в носу? – слизь или липучки.

Для чего они нужны? К ним пыль и микробы приклеиваются и погибают. Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.

А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем?

А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)

Я предлагаю вам вдохнуть воздух – куда попал воздух? (в нос) А затем куда он опустился? (в горло) – Да, а дальше? (в легкие)

3. Опыт «Как мы дышим».

Предлагаю положить руки на грудь и подышать – чувствуете, как она поднимается на вдохе и опускается на выдохе? Вдыхаем мы хороший воздух – подскажите мне, пожалуйста, как он называется? (кислород), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ)

Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.

А хотите узнать, много ли воздуха в ваших легких? (раздаю пакетики) – предлагаю представить, что это наши легкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в пакет.

Наш нос, как насос, он сначала набирает воздух в легкие, а потом выдувает. Итак – вдохнули носом, ртом выдули воздух в пакет – зажали пакет в руках, и посмотрим сколько воздуха в пакете у каждого из вас (вот сколько!).

А теперь предлагаю попробовать закрыть нос и рот, и не дышать - что почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)

Артем, хочешь нам помочь? Полина? Тимоша? Прошу задержать дыхание (все остальные дети считают) - всего два - три ребенка. Кто сможет дольше задержать дыхание. Так может ли человек прожить без дыхания? (нет).

4.   И/У «Чей комочек улетит дальше?»

Ребята, хотите узнать, у кого из вас сильные легкие? (раздаю комочки бумаги) Для того, чтобы узнать какие у вас сильные легкие предлагаю положить их к себе на ладошки и подуть на них, и посмотрим, чей улетит дальше (дуем).

Вот какие у вас сильные легкие! Молодцы.

Воздух для человека.

А теперь предлагаю порассуждать с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А что нужно сделать, чтобы воздух в помещении стал снова свежим – как ты думаешь, Поля? (нужно проветривать, открыть окно) Если сравнить воздух в группе и в спальне - он отличается? – чем? (более свежий) Почему? (в спальне мы только спим, а в группе занимаемся, играем, дольше находимся) А каким воздухом приятнее дышать? (свежим) Вы совершенно правы, ребята. Для жизни человеку нужен чистый свежий воздух, в нем приятней находиться – спать, играть, им приятно дышать.

5. Физминутка.

Хотите поиграть? Тогда я предлагаю подойти ко мне (физминутка).

Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке

Носом вдох, а выдох ртом – дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша – как погода хороша!

Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам – хватит снега нам и вам

Мы теперь метатели бьем по неприятелю

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

Обоняние.

- Ребята, а как вы думаете, для чего еще нужен нос? (различать запахи, нюхать). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем).

- Есть запахи которые нам нравятся, а есть которые не нравятся. Кто хочет назвать мне запахи, которые вам нравятся. А теперь те, которые не нравятся (называем, в том числе – дым). Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.

- А ртом можно почувствовать запахи? Как ты, думаешь, Полина? (нет). Правильно, запахи чувствует наш нос. Вот сейчас мы с вами и проверим, хорошо ли ваши носы работают. Кто хочет поиграть?

6. Д/И «Угадай по запаху»

- Поиграем в интересную игру? Вот здесь я разложу предметы, буду завязывать вам глаза, а вам предлагаю угадать по запаху, что это такое (на столе кофе, гвоздика, чеснок, лук, яблоко, тмин, ваниль).

Дети с завязанными глазами угадывают по запаху, что перед ними. Вот видите, какие у вас замечательные носы, даже с завязанными глазами угадали, что у меня в руках.

7. Правила ухода за носом.

А вы знаете, вместе с воздухом мы можем вдохнуть и микробы? Что же тогда с нами может произойти? (мы можем заболеть). А чтобы этого не произошло, мы должны дышать носом, особенно на улице. Я предлагаю вам подумать, почему? (нос задерживает микробы, не пускает их дальше, зимой воздух в носу согревается).

Кто мне хочет подсказать, а мы сами можем помочь нашему носу? (можем). А чем? (можно сделать массаж). Сделаем с вами сейчас такой массаж (провожу точечный массаж носа)? Если мы будем делать это постоянно, то не будем болеть, но кроме этого нужно закалять свой организм. Что мы еще с вами делаем? (пьем витамины, полощем горло, ходим по тропе здоровья, купаемся в бассейне и т. д.). Молодцы, я надеюсь, что вы вырастете сильными и здоровыми.

8. Организация окончания занятия.

А теперь предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии. Я вам помогу – я приготовила вам маленькие подсказки-схемы, и сейчас буду их выставлять. А вы будете рассказывать, что умеет делать наш нос (дышать, различать запахи приятные и неприятные, не пускает микробы в наш организм). А чего делать нельзя? (совать в нос посторонние предметы).

Все правильно, вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали. Я дарю вам стихотворение про наши замечательные носы:

Нос не должен быть простужен

Нос здоровый всем нам нужен,

чтобы сон, когда придет

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!


 

 

Автор: Комиссарова Надежда Петровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»

общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по

познавательно-речевому развитию детей

г. Чебоксары Чувашской Республики