Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
(занятия, праздники, досуги, прогулки, игровая, изобразительная и трудовая деятельности, сотрудничество с семьёй)
Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей способам укрепления и сохранения своего здоровья.
Цель валеологического воспитания: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Главная задача общества: воспитать здорового и полноценного человека.
Валеологическое воспитание в ДОУ способствует осознанному формированию серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, что является залогом успешного обучения в школе.
На сегодняшний момент, актуальность данного вопроса объясняется снижением здоровья современных детей, что подчеркивают исследования!!!
Физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в I класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
В дошкольном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни можно через различные виды деятельности:
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, С. А. Козлова, О. Л. Князева, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова и др.
Принципы валеологического воспитания дошкольников:
1. Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
3. Принцип “Не навреди” Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”.
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Получать валеологические ЗУН ребята могут на занятиях, вне занятий, на тематических мероприятиях, через режимные моменты и т.д.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
Одним из главных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи.
Это может быть:
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Автор: Погорелова Олеся Владимировна
МБ ДОУ «Детский сад № 204»
г. Новокузнецка Кемеровской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)