rainbow

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

(занятия, праздники, досуги, прогулки, игровая, изобразительная и трудовая деятельности, сотрудничество с семьёй)

 

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей способам укрепления и сохранения своего здоровья.

Цель валеологического воспитания: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

Главная задача общества: воспитать здорового и полноценного человека.

Валеологическое воспитание в ДОУ способствует осознанному формированию серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, что является залогом успешного обучения в школе.


На сегодняшний момент, актуальность данного вопроса объясняется снижением здоровья современных детей, что подчеркивают исследования!!!

Физиологически зрелыми сегодня рождается не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в I класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

В дошкольном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни можно через различные виды деятельности:


Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека частично раскрывается такими авторами, как В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, С. А. Козлова, О. Л. Князева, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова и др.

Принципы валеологического воспитания дошкольников: 

1. Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей. 

2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

3. Принцип “Не навреди” Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.

4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. 

5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”. 

6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. 

Получать валеологические ЗУН ребята могут на занятиях, вне занятий, на тематических мероприятиях, через режимные моменты и т.д.


Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.


Одним из главных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи.

Это может быть:

  • оформление различных стендов, папок-передвижек, стенгазет, агитационных листков;
  • индивидуальные беседы, консультации;
  • родительские собрания, круглый стол;
  • участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья;
  • посещение родителями Дней открытых дверей.

 Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий.

  • компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
  • валеологическая культура родителей;
  • интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
  • создание валеологически развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
  • учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  • Соблюдение личной гигиены.
  • Рациональное питание.
  • Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, ходьба по массажным дорожкам, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  • Соблюдение режима дня.
  • Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Кварцевание помещения.
  • Создание условий для двигательной активности.
  • Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  • Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
  • Проведение игрового модуля по валеологии.


Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Автор: Погорелова Олеся Владимировна

МБ ДОУ «Детский сад № 204»

г. Новокузнецка Кемеровской области