rainbow

Ежедневное планирование воспитателя по программе «От рождения до школы»

Для обеспечения качества педагогического процесса в ДОУ, комплексного подхода к организации жизнедеятельности воспитанников с ориентацией на зоны вариативного развития (А.Г. Асмолов), зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), возможности осуществления контроля за полнотой выполнения программы развития и воспитания педагоги предусматривают ведение планирования воспитательно-образовательной работы.  На необходимость данного рабочего документа указывают следующие нормативно-правовые документы:

  • ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ № 1014 от 13.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Так что же такое план воспитательно-образовательной работы? Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы с указанием необходимых условий, используемых средств, способов реализации программы.

Для кого и для чего пишется план? Однозначно не для проверяющих. План составляется так, как удобно воспитателю, и является рабочим документом, назначение которого – помочь в достижении поставленных целей и задач. План работы с детьми – это обязательная документация воспитателя. Жестких требований к ведению этого документа нет, поэтому он может существовать в любой удобной для педагога форме. Но существует важное условие реального планирования работы – учет профессиональной компетентности воспитателей, специфических особенностей конкретной возрастной группы, педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В какой бы форме не был бы план воспитательно-образовательной работы он должен отвечать определенным требованиям:

  • Построение на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • Основан на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • Планируемые содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;
  • Обеспечено единство целей, задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения, навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
  • Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей особенностями воспитанников группы;

Я хочу познакомить вас с уже опробованной на практике формой планов воспитательно-образовательной работы, а право выбора остается за каждым педагогом.Проанализировав формы планирования, предложенные Н.С. Голицыной, К.Ю. Белой, Т.А. Цквитария, решением педагогического совета МБДОУ приняли за основу форму планирования В.Р. Поповой. Так как данная форма обеспечивает непрерывность развития детей, содержит возможность внесения изменений, конкретна, в ней достаточно детализирован каждый шаг разработки плана.

1. Комплексно-тематическое планирование (определяет содержание работы на длительный срок)

2. Модульно-тематический план (определяет содержание работы в рамках темы на основе комплексно-тематического планирования и интеграции областей)

3. Календарный план (оперативный план на каждый день)

Рассмотрим более подробно каждый из шагов.

Шаг 1. Комплексно-тематическое планирование определяет содержание работы с детьми на относительно длительный период времени. Поэтому в ДОУ разработан перечень тем, организующих жизнь детей в детском саду на весь учебный год. За основу мы взяли схему составления плана, предложенную в программе «От рождения до школы». Темы выбраны на основе календарных событий, событий происходящих в жизни ДОУ, на основе экологических праздников, и по основным сферам жизнедеятельности человека (мир природы, мир людей, мир вещей).  Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы не означает, что вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственность в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках (центрах) развития.

          Шаг 2. Модульно-тематическое планирование по образовательным областям составляется на основе комплексно-тематического планирования, конкретизирует его и включает содержание работы педагога с детьми на более короткий срок, в рамках темы (1-2 недели). Каждая тема требует определения конкретного содержания. С учетом принципа интеграции образовательных областей, воспитатель определяет основные цели работы с детьми по теме с учетом целей и задач основной образовательной программы ДОУ и отражает пути реализации содержания образования. Модульно-тематический план разрабатывается на каждую тему.  Преимущество такого плана в том, что воспитатель создает проект работы над темой, тщательно изучив то культурное содержание, которое будет проработано с детьми в образовательном процессе. Наличие модульно-тематического плана позволяет воспитателю своевременно подготовить материалы и оборудование – все необходимые средства для работы и создать условия для погружения детей в содержание, объединенное одной темой.                  

Таблица № 1

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическая культура

Наряду с целью, указываются №№ ООД из системы работы с детьми по ФИЗО, развлечения, спортивные праздники

Здоровье

Наряду с целью, указываются №№ ООД, названия бесед, дидактические игры, развлечения

Наряду с целью, указываются №№ НОД из

источников, отражающих систему работы с

детьми по ИЗО: лепка, аппликация,

рисование, конструирование, музыка

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Наряду с целью, указываются материалы по познавательному развитию детей:

ФЭМП;

Сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Первичные представления об объектах окружающего мира,

Ознакомление с миром природы;

Приобщение к социокультурным ценностям;

Дидактические игры

Наряду с целью, указываются №№ НОД из источников, отражающих систему работы с детьми по развитию речи:

Общение; Словарь; ЗКР;
грамматический строй речи;

Связная речь

выписываются художественные произведения по:

рассказыванию;

чтению;

заучиванию наизусть

Наряду с целью, указываются

источники, в которых описана

система работы с детьми

по направлениям:

Социализация, развитие

общения, нравственное

воспитание;

Ребенок в семье, сообществе,

патриотическое воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность,

трудовое воспитание;

Формирование основ

безопасности; Общение

 

          Шаг  3. Календарный план – оперативный план на каждый день. Он отличается предельной конкретизацией целей, детализацией средств и способов их достижения. На протяжении нескольких лет мы используем в своей работе графическое планирование работы. Преимущества графического планирования в том, что наглядно показаны мероприятия, этапы педагогической работы (Таблица № 2).

 

Режимные моменты

Виды деятельности и культурные практики

Совместная деятельность  взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации (ООД)

Организация РППС для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Поддержка индивидуальности ребенка

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП ДО

- Прием и осмотр детей,

- Совместная деятельность детей, труд,

- Утренняя гимнастика,

- Подготовка к завтраку, завтрак,

- Игры,

- ООД,

- Игры,

- Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак,

- Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки,

- Организация питания и сна,

- Подъем и двигательная активность,

- Игры,

- Подготовка к полднику, полдник,

- Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная

Форма деятельности

- Цель деятельности

- Средства

- Источник методической литературы или сам ход деятельности

Создание условий для (игр, развития двигательной активности, познавательной деятельности, речевого развития, развития математических способностей и т.д.)

Индивидуальная работа

Родительские собрания

Консультации

Открытые ООД

Совместные праздники, досуги

Участие в акциях, субботниках, проектах, выставках, конкурсах

Оформление памяток

Беседы

Помощь в организации прогулок, экскурсий,

Оформление фотоматериалов

 

Автор: Коняшова Елена Владимировна

 старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида

г. Дзержинск Нижегородской области