rainbow

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора

 

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды, в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.

Интонация фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.

Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям.

В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора. Работая с детьми раннего возраста, мною были поставлены задачи:

- подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;

- объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка.

Поэтапная реализация темы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» проходила в три этапа:

 

1 этап – организационный, носил теоретико-диагностический характер.

  • подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм),
  • выбраны методики (Метлова Н.А.; Н.А. Ветлугиной; Бурениной А.И),
  • разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 года жизни средствами музыкального фольклора,
  • определен план работы музыкального руководителя совместно с воспитателями.

Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выстроили процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисных программ М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» на 2 года жизни, а также парциальных программ А.И. Бурениной «Топ-хлоп, малыши», фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений предлагаемых программой на год. Формирование репертуара – одна из основных сторон деятельности музыкального руководителя, и фундаментом для его построения служат различные программы.

 

2 этап – практический, носил практико-ориентированный характер.

  • совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного воспитания на 2 году жизни: М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»; а также дополнительных образовательных программ по музыкальному воспитанию: А.И. Буренина «Топ-хлоп малыши»;
  • знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша,
  • отслеживание промежуточного результата по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.

Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретает новое качество – она становится результатом.

Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 года жизни, но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.

Учитывая речевые трудности малышей, я развивала слуховое восприятие, с этой целью подобрала ряд произведений «Дождик», «Солнышко – ведрышко», «Погремушка спит и пляшет» и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.

Возрастная особенность малышей раннего возраста -  подражательность действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, музыкальный руководитель научила детей простейшим танцевальным, образным движениям:

на 2-м году жизни - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу,

на 3-м году жизни – «пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.…

Развивая музыкально-сенсорные способности детей, обратилась к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например, звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).

Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:

  • во время музыкальных занятий, интегрированных занятий в процессе организации музыкальных развлечений, праздников, в индивидуальной работе с детьми,
  • во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения – «Гости у нас, дорогие у нас», на зарядке, во время умывания – «Водичка, умой мое личико», «Ладушки – ладошки», следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон – «Как на горке, на горе», «Крепко спит петушок», «Спать не хочет мишка», «Танечка, баю - бай, бай» и др. в исполнении взрослых,
  • организуя перед обедом проведение хороводных игр «Заинька», «Петушок, золотой гребешок», «Платочек», «Бубен» и др.

Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. И везде воспитатель – мой помощник и опора.

Реализация такого подхода к развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора требовала поддержки и со стороны родителей.

Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для народных праздников, и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников «В гостях у курочки», «К нам пришла Матрешка», «В горнице, у Зимушки» и др.

 

3 этап – обобщающий, носил контрольно-оценочный характер.

Объемно проанализировав весь материал, считаю проделанную работу результативной:

  • согласованы действия музыкального руководителя, воспитателей и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора,
  • отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста.

Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей, и в целом отмечается положительная динамика развития каждого ребенка, заложены основы музыкальности:

- активный эмоциональный отклик на музыку,

- определенный музыкальный опыт,

- первичные вокализации, певческие интонации,

- совершенствование речи,

- развитие двигательной активности.

Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.

Считаем необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.

 

Автор: Обрывина Ирина Вячеславовна

музыкальный  руководитель

МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида

г. Дзержинск Нижегородской области