Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные периоды, в которых дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоции и чувств являются первые три года жизни.
Интонация фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Детям раннего возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям.
В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.
Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами музыкального фольклора. Работая с детьми раннего возраста, мною были поставлены задачи:
- подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;
- объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребенка.
Поэтапная реализация темы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора» проходила в три этапа:
1 этап – организационный, носил теоретико-диагностический характер.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выстроили процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора на основе сочетания базисных программ М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» на 2 года жизни, а также парциальных программ А.И. Бурениной «Топ-хлоп, малыши», фольклорный материал составляет примерно 30-40 % от всех музыкальных произведений предлагаемых программой на год. Формирование репертуара – одна из основных сторон деятельности музыкального руководителя, и фундаментом для его построения служат различные программы.
2 этап – практический, носил практико-ориентированный характер.
Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретает новое качество – она становится результатом.
Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 года жизни, но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.
Учитывая речевые трудности малышей, я развивала слуховое восприятие, с этой целью подобрала ряд произведений «Дождик», «Солнышко – ведрышко», «Погремушка спит и пляшет» и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.
Возрастная особенность малышей раннего возраста - подражательность действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, музыкальный руководитель научила детей простейшим танцевальным, образным движениям:
на 2-м году жизни - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу,
на 3-м году жизни – «пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.…
Развивая музыкально-сенсорные способности детей, обратилась к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например, звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).
Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:
Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. И везде воспитатель – мой помощник и опора.
Реализация такого подхода к развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора требовала поддержки и со стороны родителей.
Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для народных праздников, и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников «В гостях у курочки», «К нам пришла Матрешка», «В горнице, у Зимушки» и др.
3 этап – обобщающий, носил контрольно-оценочный характер.
Объемно проанализировав весь материал, считаю проделанную работу результативной:
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей, и в целом отмечается положительная динамика развития каждого ребенка, заложены основы музыкальности:
- активный эмоциональный отклик на музыку,
- определенный музыкальный опыт,
- первичные вокализации, певческие интонации,
- совершенствование речи,
- развитие двигательной активности.
Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами.
Считаем необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.
Автор: Обрывина Ирина Вячеславовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида
г. Дзержинск Нижегородской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)