Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме:
«Портрет литературного героя» (6 класс)
Цели для ученика:
• познакомиться с особенностями портрета-иллюстрации, уметь выполнять портрет по литературному тексту, дополняя его своим смыслом и пониманием характера героя;
• рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Цели для учителя:
• Образовательные: на новом этапе обучать выполнению изображения лица человека, соблюдая основные пропорции, учить графическим приемам передачи характера.
• Развивающие: формировать представление об основных этапах выполнения портрета, особенностях творчества художников-портретистов, способствовать формированию художественного вкуса у детей, помогать ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит, и они более сложны для понимания.
• Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: индивидуальная частично-поисковая работа
Опорные понятия, термины: портрет, иллюстрация
Новые понятия: разновидности портрета: психологический портрет литературного героя
Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
Оборудование:
Для учителя: презентация, таблица пропорций лица человека (на доске), мимика лица (таблица в презентации), учебные рисунки учителя; карточки с описанием героя, экоше.
Для учащихся: бумага, уголь, сангина, тетради по литературе.
Этапы урока:
I. Организационный момент
Организация местоположения каждого ученика. Учитель мотивирует учащихся на начало урока, проверяя порядок на рабочем месте. Учащиеся занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.
Универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: оптимальная организация рабочего места
II. Мотивация и актуализация знаний
Учитель организует работу для определения темы урока.
Работа с эпиграфом.
«Портретист должен не только нарисовать литературного героя, но и передать качества человека. Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портетируемый представляет себя иначе». (Д. Шмаринов)
Вопрос учителя: - Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какая задача будет стоять сегодня перед нами?
Дети формулируют сами тему, учитель пишет её на доске.
УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.
III. Восприятие искусства
«Открытие» обучающимися нового знания.
Учитель: - Сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в жанре иллюстрации. Но для этого вы должны выполнить задание на карточках. Учащиеся делятся на группы.
Задание: Из представленных отрывков текста на карточках, определите героя и художественное произведение. (Дубровский, Троекуров и Маша)
Работа по группам. Проверка.
УУД:
Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса и способности чувствовать и воспринимать литературный образ.
IV. Осмысление искусства
(Первичное закрепление)
Задание:
1. Составьте небольшое словесное описание портрета своего героя.
2. Можно сделать эскизную заготовку овала лица героя.
1-я группа дает словесное описание портрета Владимира Дубровского.
2-я группа рассказывает о Кирилле Петровиче Троекурове.
3-я группа дает описание портрета Маши.
Можно опираться на таблицу «Мимика» на доске.
3. Знакомство с примерами литературных иллюстраций художников Б. Кустодиева Дем. Шмаринова.(Презентация)
4. Проверка задания. Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников учебным рисунком на доске, акцентируя внимание на особенности овала лица, передаче объема головы, прически. Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения, зачитывая выдержки из карточек. Повторяют изученное на уроке литературы.
Работа по вопросам, беседа.
Рассматривают способы изображения, демонстрируемые учителем на доске, делают свои зарисовки.
УУД:
Познавательные: находят информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, могут в устной форме описать изображение человека в литературном произведении, знакомятся с творчеством великих художников; воспринимают и анализируют их иллюстрации.
Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.
Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов.
V. Творческая практическая деятельность
1. Постановка творческого задания учителем:
- Выполнить потрет-иллюстрацию литературного героя по выбору. Основная задача - показать характер портретируемого.
2. Повторение композиционных правил по вопросам учителя (схема на доске, а способы передачи мимики на экране)
3. Творческая самостоятельная работа в графике.
4. Учебные обходы учителя направлены на соблюдение правильных пропорций лица человека. Рассматривают таблицу и повторяют по вопросам учителя основные пропорции лица, подбирают мимическую схему к своему портрету. В процессе работы обращают внимание на передачу объема в графике.
УУД:
Коммуникативные: выражают свои эмоции через рисунок.
VI. Итоги урока
Рефлексия. Учитель организует выставку работ и беседу.
Закончите фразу:
– Сегодня я выступил (а) в роли…
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Делать своими руками – это…
– Мне понравилось …
Анализ выставки работ. Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают выводы, рассматривая выставку. Заключительное слово учителя.
УУД:
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Список использованной литературы:
1. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. Изобразительное искусство 6 класс. М. Просвещение, 2012.
2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство 5 класс. М.
Автор: Гражданинова Людмила Ивановна
учитель ИЗО
Частного Учреждения Общего Образования
(ЧУОО) школа «Выбор»
г. Москвы
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)