rainbow

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме:

«Портрет литературного героя» (6 класс)

 

Цели для ученика:

•  познакомиться с особенностями портрета-иллюстрации, уметь выполнять портрет по литературному тексту, дополняя его своим смыслом и пониманием характера героя;

•  рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Цели для учителя:

•    Образовательные: на новом этапе обучать выполнению изображения лица человека, соблюдая основные пропорции, учить графическим приемам передачи характера.

•    Развивающие: формировать представление об основных этапах выполнения портрета, особенностях творчества художников-портретистов, способствовать формированию художественного вкуса у детей, помогать ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит, и они более сложны для понимания.

•    Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: индивидуальная частично-поисковая работа

Опорные понятия, термины: портрет, иллюстрация

Новые понятия: разновидности портрета: психологический портрет литературного героя

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование:

Для учителя: презентация, таблица пропорций лица человека (на доске), мимика лица (таблица в презентации), учебные рисунки учителя; карточки с описанием героя, экоше.

Для учащихся: бумага, уголь, сангина, тетради по литературе.

 

Этапы урока:                

I. Организационный момент      

Организация местоположения каждого ученика. Учитель мотивирует учащихся на начало урока, проверяя порядок на рабочем месте. Учащиеся   занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: оптимальная организация рабочего места

II. Мотивация и актуализация знаний

Учитель организует работу для определения темы урока.

Работа с эпиграфом.

«Портретист должен не только нарисовать литературного героя, но и передать качества человека. Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портетируемый представляет себя иначе». (Д. Шмаринов)

Вопрос учителя: - Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какая задача будет стоять сегодня перед нами?

Дети формулируют сами тему, учитель пишет её на доске.

УУД: 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

III. Восприятие искусства

«Открытие» обучающимися нового знания.

Учитель:    - Сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в жанре иллюстрации. Но для этого вы должны выполнить задание на карточках. Учащиеся делятся на группы.

Задание: Из представленных отрывков текста на карточках, определите героя и художественное произведение. (Дубровский, Троекуров и Маша)

Работа по группам. Проверка.

УУД:

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса и способности чувствовать и воспринимать литературный образ.

IV. Осмысление искусства

(Первичное закрепление)

Задание:

1. Составьте небольшое словесное описание портрета своего героя.

2. Можно сделать эскизную заготовку овала лица героя.

1-я группа дает словесное описание портрета Владимира Дубровского.

2-я группа рассказывает о Кирилле Петровиче Троекурове.

3-я группа дает описание портрета Маши.

Можно опираться на таблицу «Мимика» на доске.

3. Знакомство с примерами литературных иллюстраций художников Б. Кустодиева  Дем. Шмаринова.(Презентация)

4.  Проверка задания. Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников учебным рисунком на доске, акцентируя внимание на особенности овала лица, передаче объема головы, прически. Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения, зачитывая выдержки из карточек. Повторяют изученное на уроке литературы.

Работа по вопросам, беседа.

Рассматривают способы изображения, демонстрируемые учителем на доске, делают свои зарисовки.

УУД: 

Познавательные: находят информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, могут в устной форме описать изображение человека в литературном произведении, знакомятся с творчеством великих художников; воспринимают и анализируют их иллюстрации.

Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.

Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов.

V. Творческая практическая деятельность

1. Постановка творческого задания учителем:

- Выполнить потрет-иллюстрацию литературного героя по выбору. Основная задача - показать характер портретируемого.

2. Повторение композиционных правил по вопросам учителя (схема на доске, а способы передачи мимики на экране)

3. Творческая самостоятельная работа в графике.

4. Учебные обходы учителя направлены на соблюдение правильных пропорций лица человека.         Рассматривают таблицу и повторяют по вопросам учителя основные пропорции лица, подбирают мимическую схему к своему портрету. В процессе работы обращают внимание на передачу объема в графике.   

УУД:

Коммуникативные: выражают свои эмоции через рисунок.

VI. Итоги урока

Рефлексия. Учитель организует выставку работ и беседу.

Закончите фразу:

– Сегодня я выступил (а) в роли…

– Я на уроке научился (лась)…

– У меня получилось…

– Делать своими руками – это…

– Мне понравилось …

Анализ выставки работ.  Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают выводы, рассматривая выставку. Заключительное слово учителя.

УУД: 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

 

Список использованной литературы:

1. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского.  Изобразительное искусство 6 класс. М. Просвещение, 2012.

2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство 5 класс. М.

 

Автор: Гражданинова Людмила Ивановна

учитель ИЗО

Частного Учреждения Общего Образования

(ЧУОО) школа «Выбор»

г. Москвы