rainbow

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 

Программное содержание:

– Проверить и закрепить ранее усвоенные детьми знания, сформированные в образовательной деятельности по речевому развитию и обучению грамоте;

– Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

– Различать гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

– Развивать фонематический слух;

– Развивать логическое мышление, внимание;

– Воспитывать интерес к языку;

– Воспитывать умение слушать и не перебивать друг друга.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методические приёмы: слушание аудиозаписи, составление рассказа по сюжетным картинкам, диалог, физкультминутка, анализ слова, подбор антонимов, подбор однокоренных слов, поощрение, мотивирование, подведение итогов.

Материал и оборудование: кукла Маша, сюжетные картинки по теме «Маша идёт в школу», аудиозапись,  схемы предложения, звуковые линейки, мяч.

Предварительная работа:

– чтение художественной литературы;

– дидактические игры: «Составь предложение», «Какой, какая, какое?», «Назови одним словом», «Придумай конец к сказке», «Найди лишнее», «Закончи предложение», «Звуковая линейка», «Посели звуки в домики» и др.;

– составление описательных рассказов, пересказ, составление рассказа по сюжетным картинкам;

– беседа, диалог.

 

Ход занятия

1. Вводная часть

Звучит аудиозапись из мультфильма «Маши и медведь». Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие мультфильмы про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так «Маша идёт в школу».

А вот и наша героиня. Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

 

2. Основная часть

1) И вот однажды Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля… Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Машей дальше… Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

2) Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Давайте вместе с Машей исправим ошибки в предложениях и проверим, насколько мы тоже внимательны.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Весело девочка прыгать.
  3. Миша рисовать машину.
  4. В лесу растут сосна.
  5. Кошка молоко пить.
  6. В вазе цветы стоять.

3) Молодцы! А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске какие-то «кирпичики». Что же это такое? Подскажите Маше. Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства.

Из чего состоят предложения? Сколько слов в этом предложении? Какое это может быть предложение? Придумайте. Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? Попробуйте придумать такое предложение.

4) Теперь Маша узнала, что это схемы предложения. Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Давайте будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

5) Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Упало у неё настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

 

Физкультминутка «Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)

Там немного отдохнём. (Дети садятся)

6) Из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков)

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные)

Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся)

Давайте назовём их. (А,О,У,И,Ы,Э,Е,Ё,Я,Ю)

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (Язык, зубы)

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные?

А сейчас приготовьте звуковые линейки, внимательно слушайте слова, определите сколько звуков в слове.

рак, гора, жара, лёд, лист, гроза, ваза

7) Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру «Наоборот» (мячом).

Радоваться – печалиться
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый

Грязный –чистый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться

Черный – белый

Новый – старый

Длинный – короткий

Высокий – низкий

8) У Маши есть друг. Как его зовут? (медведь)

Подберите родственные слова к слову «медведь».

9) Игра «Четвёртый лишний»

Помидор, картофель, морковь, яблоко.

Ложка, вилка, нож, стул.

Осина, берёза, клён, одуванчик.

Андрей, Степан, Антон, Светлана.

 

3. Итог

Маша поняла, что ей предстоит в школе узнать очень многое и многому научиться. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество и интересную работу.

Аплодисменты!!!

 

Автор: Ведерникова Наталья Анатольевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида»

г. Саранска Республики Мордовия